Jump to content
  • Site Admin
    Site Admin
    Sign in to follow this  

    Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами

    raghunath_bhatt_goswami_03_w_iskcon_desire_tree.jpgРагхунатх Бхатта Госвами (1505-1579)1 по многим причинам является наиболее загадочным из всех шести Госвами. Хотя Чайтанйа Махапрабху считал Рагхунатха Бхатту непревзойденным среди вайшнавов певцом, поваром и декламатором "Шримад-Бхагаватам", сведений об этой необычной личности сохранилось очень мало. Рагхунатх Бхатта Госвами был единственным из Госвами Вриндавана, не оставившим литературных трудов, которые могли бы восполнить недостаток информации о нем.2 Известно, что его род вел свое происхождение из Восточной Бенгалии, однако, генеалогия до сих пор остается не выясненной, в отличие от биографии Дживы Госвами и его знаменитых дядей Рупы и Санатана.

    Исторические хроники свидетельствуют, что в 1503 году отец Рагхунатха Бхатты, Тапан Мишра, по просьбе Чайтанйи Махапрабху переехал в Бенарес.3 Известно также, что это произошло за два года до рождения сына.4 Таким образом, большей частью исследователей Чайтанйа-вайшнавизма 1505 год признан годом рождения Рагхунатха Бхатты. Эту дату можно получить и другим способом: когда вернувшийся из Вриндавана в Пури Шри Чайтанйа Махапрабху прибыл в Бенарес (приблизительно в 1514 году) Рагхунатху Бхатте было только девять лет.5

    Шри Чайтанйа приехал в Бенарес, чтобы увидеться со своими выдающимися преданными, таким как Чандрашекхар (врач) и Тапан Мишра. Кроме того, Он посещал Бенарес для того, чтобы громить философов-майавади (широко распространенных в городе) и давать наставления Санатану Госвами. Но наиболее значительным событием за время этого краткого визита Шри Чайтанйи в Бенарес было смиренное служение Ему маленького мальчика, который впоследствии стал одним из ближайших Его последователей по имени Рагхунатх Бхатта Госвами.

    Находясь в Бенаресе, Учитель поселился в семье Чандрашекхара и ежедневно принимал прасад в доме Тапана Мишры. Когда бы Чайтанйа Махапрабху ни появлялся у Тапана Мишры, маленький Рагхунатх Бхатта с волнением подходил к Нему и просил самого простого служения. Шри Чайтанйа позволял мальчику растирать Его ноги и мыть за Ним посуду. Хотя исполнение этих обязанностей доставляло Рагхунатху Бхатте огромное наслаждение, два месяца спустя его служение завершилось, поскольку Шри Чайтанйа решил возвратиться в Свою резиденцию в Пури.

    Когда Чайтанйа Махапрабху покинул Бенарес, сын Тапана Мишры не находил себе места и постоянно вспоминал свои любовные отношения со Шри Чайтанйей. Только в этих воспоминаниях он находил утешение. Несколько лет спустя памятование о встречах со Шри Чайтанйей постепенно переросло в неодолимое желание воссоединиться с Господом. Он с нетерпением ждал дня, когда повзрослеет настолько, что сможет отправиться в Пури служить Господу постоянно.6

    В возрасте двадцати лет Рагхунатх Бхатта (со слугой, который нес его багаж) наконец, покинул Бенарес, держа путь в Пури. По дороге Рагхунатх Бхатта решил предпринять продолжительное путешествие по Бенгалии, где повстречал казначея по имени Рамдас. Хотя Рамдас состоял на службе у правителя-мусульманина, он был великим преданным Господа Рамачандры (инкарнации Кришны) и чрезвычайно сведущим в ведических писаниях.7

    Рамдас отрекся от привязанности к миру и шел в Пури, чтобы предать свою жизнь Господу. Поскольку Рагхунатх Бхатта и его слуга также направлялись в Пури, и с той же целью, они решили путешествовать вместе. Понимая, что Рагхунатх Бхатта - это возвышенный преданный, Рамдас стал просить позволения нести поклажу Рагхунатха у себя на голове и служить ему многими другими способами. Получив разрешение, он совершал разнообразное служение Рагхунатху, массируя его стопы и выполняя любое поручение.

    Но Рагхунатх Бхатта отличался удивительным смирением и не мог позволить, чтобы другая личность считала его достойным принимать служение. "Ты - уважаемый человек, - говорил он Рамдасу, - и я не вижу причины, по которой ты должен служить такой падшей личности, как я. Давай путешествовать на равных в мире и согласии."8

    Однако, Рамдас возразил: "Я - шудра, самая падшая душа. Служить брахману - мой долг и религиозная заповедь. А потому, пожалуйста, оставь сомнения. По своему положению я - твой слуга, и когда я служу тебе, мое сердце ликует."9 Получив дозволение, Рамдас и дальше нес багаж Рагхунатха Бхатты и служил ему всевозможными способами. Исполняя это, он неустанно и вдохновенно воспевал святое имя Господа Рамачандры.

    В конце концов, путники достигли Пури и встретились со Шри Чайтанйей Махапрабху. Рагхунатх Бхатта в величайшем смирении припал к лотосным стопам Господа. Когда он поднялся, Шри Чайтанйа обнял Рагхунатха Бхатту, хорошо понимая, кто стоит перед Ним. Затем Господь спросил его об отце и Чандрашекхаре. Рагхунатх Бхатта заверил Махапрабху, что с ними все в порядке.

    "Это хорошо, что ты пришел в Пури, - сказал Шри Чайтанйа Рагхунатху Бхатте. - А сейчас ступай в храм и взгляни на лотосоокого Господа Джаганнатху. Когда вернешься, мы вместе примем прасад." Затем Шри Чайтанйа представил Рагхунатха Бхатту всем другим преданным во главе со Сварупом Дамодаром, выполняющим особое служение Госвами.10

    Шри Чайтанйа, являл Рагхунатху Бхатте особую милость, ежедневно вкушая с ним прасад, позволяя служить себе и давая наставления об извечных истинах Вед. В это время Рагхунатху Бхатте Госвами часто приходилось готовить пищу для Шри Чайтанйи, и постепенно он стал необычайно искусным поваром. Говорили, что все, приготовленное им, имело вкус божественного нектара. Шри Чайтанйа высоко ценил блюда Рагхунатха Бхатты. Хотя Учитель отличался взыскательностью к пище, прасад, приготовленный Рагхунатхом Бхаттой Госвами, он принимал всегда и вкушал его с большим удовольствием. После того, как Учитель заканчивал трапезу, Рагхунатх Бхатта съедал остатки пищи с Его тарелки. Тем самым он явил миру, что служа возвышенным душам и принимая остатки их пищи, можно достичь высочайшего духовного прогресса.

    Восемь месяцев спустя, Шри Чайтанйа повелел Рагхунатху Бхатте вернуться домой, в Бенарес, чтобы находиться рядом с престарелыми родителями. Видя духовный уровень, достигнутый Рагхунатхом Бхаттой, и его тягу к отречению, Учитель посоветовал ему не вступать в брак, который увел бы его в сторону от поставленной цели. Кроме того, Шри Чайтанйа просил Рагхунатха Бхатту изучать "Шримад-Бхагаватам" под руководством чистого вайшнава, достигшего совершенства в любви к Богу. Говоря это, Махапрабху снял Свои кантемалы и с любовью надел их на шею Рагхунатху Бхатте. "Когда-нибудь вновь возвращайся в Пури". С этими словами он обнял Рагхунатха Бхатту, из глаз которого покатились слезы.11

    Прибыв в Бенарес, он выполнил наказ Шри Чайтанйи, верно служа своим родителям-вайшнавам. Слушая "Шримад-Бхагаватам" из уст осознавшей себя личности, (имя которой осталось неизвестным), Рагхунатх Бхатта вскоре стал мастером декламации. Служение родителям и погружение в "Бхагаватам" на протяжении четырех лет было его жизнью и душой, вплоть до того дня, когда мать и отец оставили этот мир. Ничто больше не удерживало Рагхунатха Бхатту в Бенаресе, и он вернулся в Пури, желая вновь без остатка предаться лотосным стопам Шри Чайтанйи Махапрабху.

    Как и в первый раз, Рагхунатх Бхатта служил Шри Чайтанйе в течение восьми месяцев. Когда этот короткий период миновал, он вновь покинул Пури, получив наказ, ставший миссией его жизни. "Мой дорогой Рагхунатх, - сказал Шри Чайтанйа, - иди во Вриндаван. Следуй Моим наставлениям и вручи себя заботам Рупы и Санатана Госвами. Живя во Вриндаване, постоянно воспевай Харе Кришна маха-мантру и читай "Шримад-Бхагаватам". Тогда Шри Кришна, Верховная Божественная Личность, очень скоро одарит тебя Своей милостью."12

    Затем Шри Чайтанйа обнял Госвами и Своей милостью умножил его экстатичную любовь к Кришне. Затем Он дал Рагхунатху Бхатте несколько орехов бетеля (разновидность перца) и длинную гирлянду из листьев туласи, снятую с Божества Джаганнатхи. Госвами бережно хранил эти святыни и поклонялся им, как подаркам Шри Чайтанйи.

    С благословения Шри Чайтанйи Рагхунатх Бхатта покинул Джаганнатха Пури и направился во Вриндаван. Прибыв туда, он вручил себя опеке Рупы и Санатана Госвами, доставив им большое удовольствие и явив достойный подражания пример. Вскоре он принял прибежище Божества Рупы Госвами, Говиндадева, а какое-то время спустя имел несколько богатых учеников, готовых финансировать строительство величественного храма в честь Господа Говинды. Рагхунатх собственноручно изготовлял украшения для Божества, включая флейту и комплект серег в форме акулы. Кроме того, он быстро снискал любовь всех жителей Вриндавана благодаря восхитительной декламации "Бхагаватам".

    Рагхунатх Бхатта имел обыкновение воспевать "Шримад-Бхагаватам" на три или четыре различные мелодии. В другое время он повторял Харе Кришна маха-мантру. Когда Рагхунатх Госвами начинал декламацию, он сам и его слушатели лишались чувств от любви к Богу. Рассказывали, что время от времени его пение внезапно обрывалось, особенно в момент, когда в состоянии транса Рагхунатх Бхакта начинал проявлять признаки экстаза. Преданные изумлялись этому зрелищу - слезы, трепет, дрожащий голос. Тело Рагхунатха покрывалось гусиной кожей, и он терял сознание от избытка трансцендентных эмоций.

    Принимая во внимание, что Рагхунатх Бхатта Госвами, в первую очередь, известен, как непревзойденный декламатор "Шримад-Бхагаватам", остаток этой главы будет посвящен разъяснению уникальной природы этого гигантского сочинения из восемнадцати тысяч стихов. "Бхагаватам" разделена на двенадцать песней, каждая из них олицетворяет определенную часть тела Господа. Две первые песни - Его лотосные стопы, третья и четвертая - Его бедра, пятая - талия, шестая - грудь, седьмая и восьмая - две сильных руки Господа, девятая - Его шея, а особая, десятая, песнь, описывающая сокровенные игры Кришны - Его улыбающееся лицо, одиннадцатая песнь - лоб Господа, а двенадцатая - Его корона.

    "Бхагаватам" - это огромное по объему и многогранное произведение, обозревающее широкий спектр информации в области метафизики, онтологии, космологии, гносеологии, социального устройства, политологии и психологии. Американский трансценденталист девятнадцатого века Ральф Вальдо Эмерсон, восхищенный "Бхагаватам", назвал его книгой, читать которую нужно, "стоя на коленях".

    По убеждению вайшнавов-чайтанйитов, "Бхагаватам" является квинтэссенцией ведической мудрости.13 Это не голословное утверждение. Признанные ученые сравнивают ведическую литературу с полным словарем, тогда как остальные известные миру писания - с карманными словариками. Информация, содержащаяся в Ведах, перекликается с таковой в других святых писаниях, однако, ведические источники представляют ее гораздо более полно. Многие тысячи ведических текстов освещают фундаментальные проблемы, известные человечеству. Поэтому, называя "Бхагаватам" сливками всего знания, мы тем самым объявляем его наиболее значительным теологическим произведением всех времен. И вайшнавы-чайтанйиты принимают это утверждение.

    Духовный процесс "кристаллизации" "Бхагаватам", приведший к его величию, весьма поучителен. Шрила Вйясадев (инкарнация Кришны, имеющая особые полномочия стать составителем Вед) в письменной форме передал их нетленную мудрость пять тысяч лет назад. Далее он кратко изложил суть ведических писаний в грандиозной по объему "Веданта-сутре". Однако, в дальнейшем Вьяса впал в уныние, чувствуя, что написанные им сочинения не акцентируют внимание на Абсолютной Истине. Предположение Вьясы подтвердил его гуру, Нарада Муни, сказавший, что для обретения полного удовлетворения ему необходимо описать имя, славу, форму, качества и игры Кришны, Верховной Божественной Личности. Это описание должно стать венцом ведического знания. Следуя наказу гуру, Вйасадев составил "Шримад-Бхагаватам", зрелый плод ведичесого древа познания, как естественный комментарий к "Веданта-сутре".

    Примечательно, что "Бхагаватам" заявляет о собственной исключительности с первых же страниц: дхармах проджджхита-каитаво 'тра, "здесь полностью отвергается всякая религиозная деятельность, преследующая материальные цели". (Ш.Б. 1.1.2). Эти корыстные устремления принимают форму камы (грубого или тонкого удовлетворения чувств), артхи (экономического преуспевания), дхармы (примитивной религиозности или сектанства) и, наконец, мокши (освобождения).

    Описанные четыре цели являются материальными по своей сути и сводят на нет любую претензию на истинную религиозность, ибо, в действительности, под этой маской всякий раз таится желание расширения чувственного удовлетворения. Так, например, обычный человек придерживается религии (дхармы) лишь только потому, что мечтает о богатстве (артха). Осознав Бога, как Верховного Контролера, он надеется "вымолить у своего Господа" получение желаемого. Такое, часто встречающееся, умонастроение коварно по своей природе и погружает человека в одну из разновидностей поверхностной религиозности, хотя он может считать себя серьезным исполнителем избранного религиозного культа.

    Однако на поверку оказывается, что такой верующий - все тот же материалист, ибо его религиозные поиски подогреваются одним дурным желанием: обретением богатств. Но зачем они ему? - Для кама или наслаждения чувств, т.е. цели, прямо противоположной принципам религии. В конце концов, устав от этой бессмысленной суеты, человек начинает стремиться к мокше, или освобождению. К несчастью, истинное освобождение далеко отстоит от этого мошенника, так и не понявшего высший смысл духовных исканий.

    На том уровне или на другом, но подобное - удел каждого. И только "Бхагаватам" призывает своих читателей превозмочь эту всеобщую болезнь, эту иллюзию, в сети которой попадается даже тот, кто имеет благие намерения. Личность, изучающая "Бхагаватам", должна распрощаться со всеми мирскими желаниями, дабы достичь полного очищения. Стремящийся к более скромной цели обращается к упрощенным писаниям. "Бхагаватам" же предназначен для тех, кто всерьез настроен достичь высшего совершенства жизни - любви к Богу.

    Для более полного осмысления "Шримад-Бхагаватам" необходимо ознакомиться с исторической обстановкой времени его создания. Хотя составителем этого санскритского свода заповедей принято считать Вйасадева, изначальное знание, содержащиеся в "Бхагаватам", существовало вечно. Согласно самому "Бхагаватам", оно было поведано непосредственно Господом первому живому существу Брахме. Тот передал суть этого знания Нараде, а Нарада - Вйасе. Однако, пять тысячелетий назад имели место три следующих друг за другом откровения, благодаря которым "Бхагаватам" стал еще сладостнее. Подробное описание этих откровений дано самим Вйасадевом.

    Первое из них произошло в Бадарикашраме, где Шрила Вйасадев, составитель "Бхагаватам", был декламатором, а его сын Шукадев Госвами - главным слушателем "Бхагаватам". Далее, когда "Бхагаватам" был поведан во второй раз, говорящим был уже Шукадев Госвами. Он передал повествования в том виде, в каком услышал от своего отца, что сделало "Бхагаватам" еще приятнее для восприятия его ученика Махараджа Парикшита и тысяч других собравшихся. И, наконец, третье откровение произошло в лесу Наимишаранйя (на берегу Гомати возле сегодняшнего Нимсара в штате округа Уттар Прадеш). Шестьдесят тысяч мудрецов внимали здесь мудрецу по имени Шри Шаунак Риши и совершали жертвоприношение на протяжении тысячи лет, чтобы обрести надлежащее понимание этого великого произведения.

    Учитывая, что это тысячелетнее жертвоприношение происходило десятки веков назад, столь долгая продолжительнсть жизни не должна вызывать недоумения. По свидетельству многих древних источников люди в прежние времена жили необычайно долго. Даже в Библии говорится, что Адам прожил 930 лет, Сет (сын Адама) - 912, Енох (сын Сета) - 905, а Мафусаил, библейский долгожитель, - целых 969 лет. После потопа продолжительность человеческой жизни значительно сократилась. Авраам, например, прожил всего лишь 175 лет. Эта библейская информация может показаться сомнительной, как и некоторые сведения, приведенные в "Бхагаватам", но возможность несопоставимой с нашими представлениями продолжительности жизни в принципе не должна отрицаться. В природе встречаются насекомые, которые по нашему исчислению, живут только несколько мгновений. Так почему же и нам не жить лишь несколько мгновений по системе отсчета существ более высокого порядка? Время относительно.

    Но жизнь шестидесяти тысяч мудрецов, возглавляемых Шаунаком Риши, была посвящена исканиям духовности. По истечении тысячелетнего жертвоприношения, проводимого по строгим ведическим правилам, они стали слушателями Шри Суты, получившего знания во время второго откровения, когда Шукадев Госвами пересказывал "Шримад-Бхагаватам" Махараджу Парикшиту.

    Однако, пройдя три последовательных этапа передачи, "Бхагаватам" продолжает передаваться от учителя к ученику по цепи ученической преемственности. Тем самым "Бхагаватам" становится все более и более насыщенным, как черная патока, загустевая, превращается в леденец. Во времена Чайтанйи Махапрабху и шести Госвами сокровенные истины "Бхагаватам" имели взрывную силу вулкана с лавой из чистейшего нектара. Последнее изложение "Бхагаватам" мы имеем в переводах и комментариях Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, сделавшего нектар "Бхагаватам" доступным для страждущих людей этого безбожного века.

    Получив знания об истории "Бхагаватам" и о том, как он передавался по цепи ученической преемственности, будет полезным сделать общий обзор его содержания. Это даст возможность проникнуть в суть вопроса, почему шесть Госвами и, прежде всего, Рагхунатх Бхатта, избрали "Бхагаватам" главным писанием, и почему одного этого удивительного произведения достаточно для того, чтобы поднять и читателя, и слушателя на высший уровень духовного совершенства.

    Помимо подробного разъяснения самбандхи, абхидейи и прайоджаны, "Бхагаватам" рассматривает также десять основных тем:

    (1) Сарга: первый этап творения - создание Господом пяти грубых элементов, пяти объектов чувств, десяти чувств, ума, разума, ложного эго и совокупной материальной энергии (или Вселенской формы). Здесь приведена информация, которая превосходит библейскую, и значительно более подробна.

    (2) Висарга: второй этап творения или деятельность Брахмы, первого живого существа. Подробное описание места Брахмы в процессе творения и создания им подвижных и неподвижных живых существ согласно воле Кришны.

    (3) Стхана: поддержание Господом вселенной при помощи своих разнообразных энергий. Описание божественных потенций в их строгой взаимосвязи, благодаря которой они содействуют Господу в Его функции по сохранению вселенной.

    (4) Посана: особое положение преданных Господа. Описание того, как в этом мире они проводят в жизнь замыслы Господа, и как Он вступает во взаимоотношения с ними.

    (5) Ути: побуждение к творению, или причина начала всякой деятельности в соответствии с временем, местом и обстоятельствами. Концепция времени и пространства в подробном изложении, не только применительно к нашей, но и к другим планетарным системам.

    (6) Манвантара: регулирующие принципы человеческой жизни, предписанные в соответствии с социальной принадлежностью, природой, качествами и родом занятий.

    (7) Ишанукатха: подробное описание Личности Бога, Его инкарнаций и Его отношений с преданными. Объяснение развлечениий Господа в духовной обители. Подобная информация не встречается нигде в западной религиозной литературе.

    (8) Ниродха - характеристика всех энергий, задействованных в творении. Детальное описание потенций Господа с уделением особого внимания онтологии и теологии.

    (9) Мукти: разновидности освобождения в ряду, начинающемся с избавления от материальных страданий до совершенства в любви к Богу.

    (10) Ашрайа: Конечная Цель. Трансцендент. Summum Bonum. Полное описание Tого, из которого все исходит. Деяния Кришны как драгоценный венец великолепия "Бхагаватам".14

    Во второй песни "Шримад-Бхагаватам" в сжатой форме изложена суть содержания всего произведения.15 Господь Брахма задает Шри Кришне четыре вопроса, и Он отвечает на них. Ответ Кришны принял вид четырех стихов "Бхагаватам". Брахма спросил: "(1) Каковы формы Господа в материальном и трансцендентном мире? (2) Как действуют многообразные энергии Господа? (3) Как пользуется Господь Своими различными энергиями? (4) Каким образом Брахма получил наставления, необходимые для исполнения его долга?"

    Предваряя Свой ответ, Личность Бога сказала: "Знание обо Мне, заключенное в писаниях, очень сокровенно и может быть постигнуто только в сочетании с исполнением преданного служения. Условия, необходимые для этого процесса, будут объяснены Мною дальше. Отнеситесь к ним со всей серьезностью."

    "Все во Мне, - продолжал Шри Кришна, - Моя подлинная вечная форма и Мое трансцендентное существование, цвет, качества и деяния, могут быть осознаны вами в результате истинной реализации, достигаемой по Моей беспричинной милости." После такого предисловия Брахма готов был внимать четырем стихам "Бхагаватам", подобным скорлупе ореха:

    (1) "О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже Я, Личность Бога, и то, что остается после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога."

    (2) "О Брахма, все, что кажется обладающим какой-нибудь ценностью, но при этом не связано со Мной, - нереально. Знай, что это - Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме."

    (3) "О Брахма, как первоэлементы вселенной входят в космос, и в то же время не входят в него, так и Я пребываю во всем сотворенном, и в то же время существую отдельно от всего."

    (4) "Тот, кто ищет высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами."

    Весь сокровенный смысл "Бхагаватам" заключен, как в ореховой скорлупе, в этих четырех стихах, по крайней мере, в самой общей форме.

    Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада сопровождает их таким комментарием:

    [Эти стихи] проливают свет на миссионерскую деятельность Господа Чайтанйи. "Шримад-Бхагаватам" включает в себя восемнадцать тысяч текстов, суть которых в концентрированном виде заключена в названных четырех, начиная с ахам эвасам эвагре (текст 33) и заканчивая йат сйат сарватра сарвада (текст 36). В первом из четырех стихов объясняется трансцендентная природа Господа Кришны, Верховной Божественной Личности. Во втором говорится о том, что Господь свободен от воздействия материальной энергии, майи. Живые существа, неотъемлемые частицы Господа, имеют обыкновение попадать под влияние Его внешней энергии, поскольку, несмотря на свою изначальную духовную природу, в материальном мире они получают тела, сотворенные из материальной энергии. В этом стихе объясняются также вечные взаимоотношения Верховного Господа с живыми существами. Следующий текст (35) утверждает, что Верховная Божественная Личность, благодаря своим непостижимым потенциям, едина с живыми существами и материальной энергией и в то же время отлична от них. Эта доктрина именуется ачинтйа-бхедабхеда-таттва. Когда индивидуальное живое существо вверяет свою судьбу Господу Кришне, оно естественным образом развивает в себе любовь ко Всевышнему. Подобный процесс вручения себя Господу является первостепенной задачей человека. В следующем стихе (36) говорится о том, что обусловленной душе в конечном счете необходимо принять истинного духовного учителя и попытаться в совершенстве постичь знания о материальном и духовном мирах, а также свое конституциональное положение в них. Слова анвайа-вйатирекабхйам прямо и косвенно означают, что человек должен постичь процесс преданного служения в двух аспектах: исполнять преданное служение и избегать препятствий на пути прогресса.16

    Проникнуть в таинство "Шримад-Бхагаватам" без руководства духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, не представляется возможным, а потому Чайтанйа Махапрабху именно с этого начал свои наставления Рагхунатху Бхатте. "Шримад-Бхагаватам", со всей серьезностью изученный Рагхунатхом Бхаттой, стал его жизнью и душой. Он захватил все его существо. Декламируя или слушая о красоте и привлекательности Кришны, он переполнялся зкстатичной любовью к Господу и становился безучастным ко всему остальному. Шрила Рагхунатх Бхатта никогда не говорил на мирские темы. (и не слушал подобных разговоров). Он был опьянен Господом, день и ночь слушая и говоря только о Кришне.

    В то же время он никогда не относился пренебрежительно к окружавшим его людям. Госвами, как говорится, не смотрел свысока. Наоборот, растворившись в Шри Кришне, источнике всего сущего, он видел окружающее в истинном свете - во взаимосвязи с Кришной. Таким образом, любовь Рагхунатха Бхатты была всеобъемлющей: он любил Кришну и все, что связано с Ним. Это видение истинного мудреца, которое без труда будет постигнуто каждым, кто занят серьезным изучением "Шримад-Бхагаватам". Это лучшее из писаний имеет удивительное свойство - наполнять своих рассказчиков и слушателей глубокой любовью к Богу. Такова уникальная природа "Шримад-Бхагаватам". И мы советуем читателям идти по стопам Рагхунатха Бхатты Госвами, погрузившись в страницы книги.

    Примечание

    1. Согласно "Гаура-ганоддеша-дипике" Кави Карнапура, текст 185, стр 112, Рагхунатх Бхатта Госвами является инкарнацией Рага-манджари.

    2. С.К. Де, "Ранняя история вероучения вайшнавов и их движения в Бенгалии" (Калькутта, Firma KLM, повторное издание, 1986), стр. 165.

    3. Мурари Гупта, "Кадча" 4.1.14-17.

    4. Говардхан Дас (на бенгали) "Шри Шри Враджа Дхам О Шри Госвами Гана" (Калькутта, Pancanan Cattopadhyaya, 1961), часть III, стр. 5.

    5. Там же.

    6. "Чайтанйа-чаритамрита", Антйа-лила 4, гл. 13, стр. 119-183.

    7. Там же.

    8. Там же.

    9. Там же.

    10. Там же

    11. Там же.

    12. Там же.

    13. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (перевод), "Шримад-Бхагаватам" (Лос-Анджелес, ББТ, 1972), песнь 1, том 1, текст 2, стр. 52-53, комментарий.

    14. "Чайтанйа-чаритамрита", Ади-лила 1, гл.2, текст 91-92, стр. 145-146, комментарий.

    15. "Шримад-Бхагаватам", песнь 2, том.2, гл. 9, текст 31-36, cтр. 175-196.

    16. "Чайтанйа-чаритамрита", Ади-лила 1, гл.1, текст 56, стр. 58, комментарий.

    Sign in to follow this  



×