Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Направления индуизма

Recommended Posts

Site Admin

Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.

Индуизм является очень разнообразной и сложной религией. Каждому направлению в индуизме присущ набор богатых религиозных практик. В индуизме принято выделять четыре основных направления:

Вайшнавизм

Шиваизм

Шактизм

Смартизм

Все эти четыре направления имеют общие ритуальные практики, верования, традиции и концепции личностного Бога, но каждое из них исповедует свою собственную философию, разные способы достижения конечной цели жизни и имеет разные взгляды на Бога и девов. Каждое направление следует разным методам самоосознания и поклоняется разным аспектам или ипостасям Верховной Личности Бога. Каждое направление, однако, принимает и уважает другие традиции и любого рода конфликты случаются крайне редко. Среди последователей индуизма, существует сильная вера в то, что есть много путей, ведущих к Единому Богу или Источнику, независимо от того, каким именем Его называют.

В каждом из направлений индуизма, установившаяся философская школа называется сампрадаей, а традиционная цепь ученической преемственности каждой сампрадаи носит название парампары.

Присутствие различных направлений и школ в индуизме не должно рассматриваться как схизма. Совсем наоборот, между разными направлениями индуизма не существует вражды или противостояния. Между ними преобладает здоровый обмен идей и философское обсуждение, которые служили и служат для оттачивания философии каждой школы.

Большинство индусов являются последователями вайшнавизма, хотя часто и с примесью некоторых аспектов традиции смарта...

Share this post


Link to post
Site Admin

Вайшнавизм

Вайшнавизмм или вишнуизм — одно из основных направлений в индуизме, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его основным воплощениям, таким как Кришна и Рама, как Верховному Богу.

Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, в основном базируются на пуранических текстах, таких как "Бхагават Гита", "Вишну-пурана", "Падма-пурана", "Шримад-Бхагаватам" и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед.

Последователей вайшнавизма обычно называют вайшнавы или вишнуиты. Согласно последним статистическим данным, вайшнавы составляют примерно 70% от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии.

Гаудия-вайшнавизм, также известный как кришнаизм и являющийся одной из ветвей вайшнавизма, начиная с 1960-х годов распространился по всему миру. Это произошло в основном благодаря проповеди А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны.

Подробнее о вайшнавизме

Гаудия-вайшнавизм (также известен как чайтанья-вайшнавизм, бенгальский вайшнавизм или кришнаизм) — одно из течений в вайшнавской традиции индуизма.

Основоположником гаудия-вайшнавизма был великий индийский религиозный проповедник и реформатор Чайтанья Махапрабху (1486— 1534), которого последователи гаудия-вайшнавской традиции считают особой объединённой аватарой Радхи и Кришны в одном лице, чей приход был предсказан в Ведах и Пуранах.

Философия гаудия-вайшнавизма в первую очередь базируется на "Бхагавад-гите" и "Бхагавата-пуране", а также на таких ведических писаниях, как Упанишады.

Гаудия-вайшнавизм относится к монотеистической традиции индуизма и рассматривает различные формы Бога как воплощения, или аватары, Кришны, который считается верховной и изначальной ипостасью Бога. Последователи гаудия-вайшнавизма известны как гаудия-вайшнавы, вайшнавы или кришнаиты...

Подробнее о гаудия-вайшнавизме

Share this post


Link to post
Site Admin

Шиваизм или шайвизм — традиция поклонения Шиве в индуизме. Является одним из четырёх основных направлений индуизма, вторым по количеству последователей после вайшнавизма. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.

Термин происходит от санскритского слова шайва (Saiva), которое означает — происходящий от Шивы или имеющий отношение к Шиве. Последователей традиции шиваизма на русском языке обычно называют шиваитами или шайвами...

Подробнее о шиваизме

Кашмирский шиваизм

Среди многочисленных даршан индийской философии Кашмирский шиваизм характерезуется различными учёными как идеалистический монизм, (абсолютный идеализм, теистический монизм, реалистический идеализм, фундаменталиский монизм).

Сознание для кашмирских шиваистов является единственной реальностью, в которой между феноменальным миром и Богом есть только иллюзорное восприятие дуальности человеком, в отличиe от Адвайты-веданты, где мир есть только иллюзия.

Кашмирский шиваизм возник в восьмом-девятом столетии в Кашмире и добился значительных результатов в области философии и теологии до конца двенадцатого столетия.

Кашмирский шиваизм отчасти напоминает индийский тантризм и оба имеют своим ключевым символом Шри Янтру.

Кашмирский шиваизм носит ещё название "трика".

Подробнее о кашмирском шиваизме

Шактизм - принятое в индологии условное название течения, объединяющего систему ритуально-мифологических воззрений, культов и сект, связанных с почитанием Шакти — высшей силы или энергии, воплощённой в женской манифестации божества.

Истоки этих воззрений связаны с архаическим культом богинь-матерей, а также с шаманской идеологией. Представления о богине как о Шакти — подлинной энергетической основе могущества Бога, - становятся особенно популярными в раннем средневековье. Мифологический образ богини вырастает до олицетворения всемогущего женского начала Джаганматри (Матери мира), полностью доминирующего над своим супругом: без неё он пассивен, лишь от неё он получает свою творческую энергию. Приверженцы Шакти — шактисты (шакты) воспринимают её и как созидательную силу сознания. Её познание они считают единственным путём к спасению от тягот бытия.

Шакти имеет практически неисчислимый диапазон проявлений: от активного безличного универсального женского творческого принципа до множества конкретных сельских богинь. Особенно популярны её воплощения в образах супруги Шивы — Дурги, Кали, Умы, Парвати и т.п. Иконографически богиня изображается в двух главных ипостасях: благостной, в виде молодой, красивой и обворожительной женщины, и гневной, в виде многорукой вооружённой демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения Бога со своей Шакти — Ардханари, единое существо, соединяющее в себе женское и мужское начала, наполовину мужчина, наполовину женщина...

Священные тексты, на которые опираются шактисты, - "агамы" (древнеиндийские неведийские религиозно-философские тексты, составленные в начале 1-го тысячелетия христианской эры) и "тантры" (тексты, появившиеся в шактизме и шиваизме под влиянием буддизма ваджраяны). Главными считаются 77 шиваитских "агам".

Подробнее о шактизме

Share this post


Link to post
Site Admin

Сравнение четырех школ индуизма
(из книги "Танец с Шивой" автора Шивайя Субрамуниясвами)


Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) ив Верховное Существо, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают ценность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не существует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и пропитан только Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу) как цель человеческого существования. Они верят в дхарму и вахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются. Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.

Личностный Бог или Богиня

Шиваизм: Личностный Бог и храмовое божество - Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Картикейя.
Шактизм: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество - Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать - Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т.д.
Вайшнавизм: Личностный Бог и храмовое божество - Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани. (В гаудия-вайшнавизме Кришна считается источников Вишну. Моё прим.)
Смартизм: Личностный Бог и храмовое божество - Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.

Природа Шакти

Шиваизм: Шакти - это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энергия или разум Бога Шивы.
Шактизм: Шакти - это активное, имманентное Бытие, отдельное от безмолвного и отдаленного Шивы.
Вайшнавизм: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые параллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани - у Кришны и Сита - у Рамы. (В гаудия-вайшнавизме Кришна старается заслужить благосклонность своей шакти - Шри Радхи. Моё прим.)
Смартизм: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющаяся энергия Бога.

Природа Личностного Бога

Шиваизм: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.
Шактизм: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, милостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покорностью.
Вайшнавизм: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он - объект преданности человека, радуется нашему служению и смирению. (Бог Кришна радуется нашей любви в духе чистой преданности, без примеси страха и богобоязни. Моё прим.).
Смартизм: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответствии с тем выбором, который верующий делает для любовного поклонения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной практикой.

Аватары

Шиваизм: Божественных земных воплощений нет.
Шактизм: Божественная Мать воплощается в этом мире.
Вайшнавизм: Вишну имеет десять или больше воплощений.
Смартизм: Все божества могут принимать земные воплощения.

Душа и Бог

Шиваизм: Бог Шива и душа - одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.
Шактизм: Божественная Мать, Шакти, - посредница, дарующая адвайтистскую мокшу (освобождение) тем, кто служит Ей.
Вайшнавизм: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу. (У гаудия-вайшнавов философия ачинтья бхеда-абхеда таттва - одновременное единство и отличие Кришны и творения, в т.ч. Кришны и дживы, души. Моё прим.).
Смартизм: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джнана (знание) рассеивает эту иллюзию.

Духовная практика

Шиваизм: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значение придается садхане, тапасу и йоге.
Шактизм: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.
Вайшнавизм: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти). (Разделяют два основных направления практики: вайдхи бхакти-йогу (поклонение в духе айшварья-бхакти, любви с примесью благоговения и страха. Основное Божество - Вишну. Моё прим.) и рагануга бхакти-йогу (поклонение в чистой преданности, основанное на мадхурье - духовной сладости Кришны и Его вечных спутников. Лишено богобоязни и страха. Моё прим.).
Смартизм: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, раджа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джнане (знанию).

Основные писания

Шиваизм: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны.
Шактизм: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны.
Вайшнавизм: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно "Шримад-Бхагаватам") и Итихасы ("Рамаяна" и "Махабхарата", особенно "Бхагавад-гита"). (В гаудия-вайшнавизме Бхагават-гиту принято считать шрути, то есть основным писанием. Иногда даже более значимым, чем Веды, так как она поведана Самим Кришной. Моё прим.)
Смартизм: Веды, Агамы и классические смрити - Пураны, Итихасы, особенно "Бхагавад-гита" и др.

Регионы влияния

Шиваизм: Географически широко распространен, особенно силен в южной и северной Индии, Непале и Шри-Ланке.
Шактизм: Географически широко распространен, наиболее заметен в северной Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.
Вайшнавизм: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и на севере.
Смартизм: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной и южной Индии.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×