Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Пураны, классификация

Recommended Posts

Site Admin
Пураны (санскр. "древняя былина") — тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Пураны в основном написаны в форме историй. В традиции индуизма составителем Пуран принято считать ведического риши Вьясу.

Самое раннее упоминание о Пуранах содержится в "Чхандогья-упанишаде" (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса-пуранам панчамам веданам. "Чхандогья-упанишада" даёт Пуранам и Итихасам статус "пятой Веды" или "Панчама-веда". В "Риг-веде" слово "пурана" упоминаются много раз, но учёные полагают, что в данном случае оно используется просто в значении "древний".

Существуют много текстов, которые называют "пураны". Наиболее значимыми из них являются:

Маха-пураны и Упа-пураны — основные пуранические писания.

Стхала-пураны — писания, в которых превозносятся определённые индуистские храмы. В них также описывается история создания храмов.

Кула-пураны — писания, в которых рассказывается о происхождении варн и связанных с этим историях.
 
Датировка

Учёные, в основном основываясь на определённых филологических характеристиках, считают что Маха-пураны были составлены примерно в период с III по XII век н. э. Принято считать, что большая их часть появилась в период Гуптов (320-500 года н. э. ). Согласно традиции индуизма, Пураны были составлены Вьясой в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н. э.
 
Классификация

Пураны делятся на Маха- ("великие") и на Упа- ("дополнительные"). Согласно "Матсья-пуране", в них излагаются пять основных предметов, называемых Панча-лакшана ("пять отличительных чёрт"):
  1. Санга — сотворение вселенной.
  2. Пратисарга — второстепенные творения, повторное творение после разрушения.
  3. Вамша — генеалогия богов и мудрецов.
  4. Манвантара — сотворение человеческой расы.
  5. Вамшанучаритам — истории династий.
Большинство Маха-пуран и Упа-пуран в основном описывают эти темы, хотя часть их текстов посвящена также исторической и религиозной тематике. В каждой из Пуран обычно превозносится определённое божество (Шива, Вишну или Кришна). В Пуранах излагается большое количество религиозных и философских концепций, таких как бхакти и санкхья.

В Индии, Пураны переведены на местные языки и распространяются учёными-брахманами, которые их публично читают или рассказывают истории из них на особых собраниях, которые называются "катха" - странствующий брахмана останавливается на несколько недель в каком-нибудь храме и повествует истории из Пуран группам собирающихся специально для этой цели индусов. Эта религиозная практика в особенности характерна для традиций бхакти в индуизме.
 
Маха-пураны

Традиционно существуют 18 Маха-пуран и 18 Упа-пуран. В каждой Маха-пуране перечисляются 18 "канонических" Пуран, причём эти списки иногда отличаются друг от друга в зависимости от времени составления определённой Пураны. Совместив списки, перечисленные в различных Пуранах, Диммитт и ван Бьютенен составили свой список из двадцати основных Маха-пуран, куда помимо 18 "традиционных" также включили Харивамшу (которую часто относят к Махабхарате) и Ваю-пурану.

В общепринятый список 18 Маха-пуран входят:
  1. Агни-пурана (15,400 текстов)
  2. Бхагавата-пурана (18,000 текстов). Самая известная из Пуран. Основная тема, изложенная в ней, это Вишну-бхакти. В ней также содержаться истории различных аватар Вишну. В десятой (самой объёмной) песни излагается история Кришны, причём возможно впервые на санскрите описываются его детские игры, которые впоследствии приобрели большое значение в движениях бхакти.
  3. Бхавишья-пурана (14,500 текстов)
  4. Брахма-пурана (24,000 текстов)
  5. Брахманда-пурана (12,000 текстов; включает в себя Лалита-сахасранама)
  6. Брахма-вайварта-пурана (18,000 текстов)
  7. Гаруда-пурана (19,000 текстов)
  8. Курма-пурана (17,000 текстов)
  9. Линга-пурана (11,000 текстов)
  10. Маркандея-пурана (9,000 текстов; включает в себя Деви-махатмьям)
  11. Матсья-пурана (14,000 текстов)
  12. Нарада-пурана (25,000 текстов)
  13. Падма-пурана (55,000 текстов)
  14. Шива-пурана (24,000 текстов)
  15. Сканда-пурана (81,100 текстов), возможно самая большая из всех Пуран.
  16. Вамана-пурана (10,000 текстов)
  17. Вараха-пурана (10,000 текстов)
  18. Вишну-пурана (23,000 текстов)
Деление Пуран согласно Тримурти

Маха-пураны также принято делить на три категории согласно Тримурти:

Брахма Пураны:
  • Брахма-пурана
  • Брахманда-пурана
  • Брахма-вайварта-пурана
  • Маркандея-пурана
  • Бхавишья-пурана
Вишну Пураны:
  • Вишну-пурана
  • Бхагавата-пурана
  • Нарада-пурана
  • Гаруда-пурана
  • Падма-пурана
  • Вараха-пурана
  • Вамана-пурана
  • Курма-пурана
  • Матсья-пурана
  • Калки-пурана
Шива Пураны:
  • Шива-пурана
  • Линга-пурана
  • Сканда-пурана
  • Агни-пурана
  • Ваю-пурана
Деление Пуран согласно гунам

В соответствии с классификацией, описанной в самих Пуранах (Падма-пурана, Уттара-кханда, 236.18-21), они делятся на три категории согласно трём гунам (качествам) материальной природы - благости, страсти и невежества. Говорится, что шесть из Маха-пуран особенно благоприятны для изучения тем, кто находится в гуне благости, шесть для тех, кто находится в гуне страсти, и шесть для тех кто находится под влиянием гуны невежества. Согласно Падма-пуране к этим трём категориям относятся следующие Пураны:
  • Саттва ("благость"): Вишну-пурана, Бхагавата-пурана, Нарадея-пурана, Гаруда-пурана, Падма-пурана, Вараха-пурана
  • Раджас ("страсть"): Брахманда-пурана, Брахма-вайварта-пурана, Маркандея-пурана, Бхавишья-пурана, Вамана-пурана, Брахма-пурана
  • Тамас ("невежество"): Матсья-пурана, Курма-пурана, Линга-пурана, Шива-пурана, Сканда-пурана, Агни-пурана
Авторство, название и хронология

В традиции индуизма принято считать, что Пураны были записаны мудрецом Вьясой, которого также считают автором Махабхараты. "Вьяса" на санскрите означает "делящий", но некоторые учёные считают, что это слово означает "редактор". Согласно их мнению, тексты Пуран были записаны в различных частях Индии и, на протяжении истории, их перезаписывали и редактировали.

Пураны изначально появились вместе с Ведами, из дыхания Господа Нараяны. Джива Госвами говорит об этом так: "Итихасы и Пураны являются апаурушеей (не сотворенными людьми), подобно Риг-веде и другим Ведам. Об их тождестве с Ведами можно судить, в частности, по следующему высказыванию из Мадхьяндина-шрути: "Итак, дыхание Верховного Господа - это Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарвангираса-веда, Итихасы и Пураны". (Брихад-араньяка Упанишада, 2.4.10).

В Прабхаса-кханде Сканда-пураны утверждается: "В давние времена Брахма, прародитель бессмертных полубогов, совершал суровую аскезу. Вследствие этого проявились Веды с шестью приложениями, пословным толкованием и текстами для облегчения запоминания Вед (веданги, пада и крама). Затем появилась единая Пурана, включающая в себя все писания. Пурана неизменна и благопрриятна. Она состоит из вечного звука и содержит миллиард стихов. Она изошла из уст Господа Брахмы".

В Матсья-пуране Вьясадева говорит: "В каждую Двапара-югу я разделяю Пурану на восемнадцать книг, содержащих в обще сложности 400 000 стихов, и в такой форме они становятся доступными на этой планете. Но даже сегодня на планетах полубогов Пурана состоит из миллиарда стихов. Суть этой изначальной Пураны содержится в сокращенной версии из 400 000 стихов". (Матсья-пурана, 53.9-11).

Как утверждается в той же Матсья-пуране (53.65, 68-69), "Исторический текст считается Пураной, если он имеет пять отличительных признаков, в противном случае он Акхьяна. В Пуранах, описывающих дни Брахмы в гуне благости, больше всего прославляют Верховного Господа Хари. В летописях, описывающих кальпы в гуне страсти, особенно прославляется Брахма. В тех, что описывают дни Брахмы в гуне невежества, прославляются Агни, а также Шива [и Дурга]. А в хрониках, описывающих смешанные дни, обсуждаются Сарасвати и Питы".

Термин "пурана", который означает "древняя былина", появился уже в Ведах (например в Атхарва-веде, 11.7.24). А термин "итихаса-пурана" упоминается в Чхандогья-упанишаде, Нирукте и Брихад-араньяка-упанишаде, где текст "итихаса-пураны" называется "пятой Ведой".

Западные учёные полагают, что Маха-пураны относятся к периоду раннего Средневековья, а точнее к периоду между V и X веками, но содержат в себе материал более древнего происхождения; например согласно Ф. Е. Парджитеру (англ. F.E. Pargiter), "изначальная Пурана" возможно относится ко времени последней редакции Вед.
 
Пураническая генеалогия

В Пуранах уделяется большое внимание генеалогии. Например в Ваю-пуране говорится: "Как видно в древние времена, людским долгом являлось сохранение генеалогии богов, риши и славных царей, а также традиций великих людей". (Ваю-пурана, 1.31-2)

Пураническая генеалогия уходит в глубокую древность. В Индике Арриан цитирует Мегасфена, который говорит, что индийцы считают от Шивы до Чандрагупты Маурьи "153 царя в течение периода, который длился 6043 года". В Брихад-араньяка-упанишаде (4.6. ) упоминаются 57 гуру в парампаре. Что означает, что эта парампара уходит в прошлое примерно на 1400 лет. Список царей в Раджатарангини Калханы уходит в XIX век до нашей эры.

В пуранической генеалогии также указывается, что Вайвасвата Ману жил за 95 поколений до войны Бхаратов.
 
Упа-пураны

Существуют 18 Упа-пуран:
  1. Брихан-нарадия-пурана
  2. Бхаргава-пурана
  3. Варуна-пурана
  4. Васиштха-пурана
  5. Ганеша-пурана
  6. Деви-бхагавата-пурана
  7. Дурваса-пурана
  8. Калки-пурана
  9. Капила-пурана
  10. Мудгала-пурана
  11. Нанди-пурана
  12. Нарасимха-пурана
  13. Парашара-пурана
  14. Самба-пурана
  15. Санат-кумара-пурана
  16. Сурья-пурана
  17. Хамса-пурана.
  18. Шива-рахасья-пурана
Существуют различные версии и редакции этих Пуран. Ганеша-пурана и Мудгала-пурана посвящены Ганеше. Деви-Бхагавата-пурана превозносит Дургу как Верховную Богиню. Наряду с Деви-махатмьей из Маркандея-пураны и Калика-пураной она является основным писанием для последователей шактизма.
 
Другие Пураны в индуизме

Стхала-пураны

В этих текстах описываются истории, связанные с различными храмами и святынями (слово "стхала" на санскрите означает "место"). Существуют несколько Стхала-пуран (точное количество неизвестно), большинство из которых написаны на новоиндийских языках, но некоторые также и на санскрите. Некоторые из санскритских версий появляются в Маха-пуранах или Упа-пуранах. В традиции индуизма принято считать, что большинство Стхала-пуран изначально были написаны на санскрите. Некоторые из Стхала-пуран:
  • Каумарика Кханда Пурана
  • Каусики Махатмая Пурана (Висвамитрамахатмая Пурана)
  • Куберака Пурана
  • Малла Пурана
  • Нармада Махатмая Пурана
  • Прабхаса Кханда Пурана
  • Сабарамати Пурана (Сабармати Махатмая Пурана)
  • Сарасвати Пурана
Кула-пураны

В этих текстах в основном описываются касты (слово "кула" на санскрите означает "семья" или "племя"). Они посвящены описанию истории возникновения каст и связанными с этим былинами и легендами. Эти писания являются важным источником для идентификации каст и часто являются предметом споров между соперничающими кастами. Они записаны на новоиндийских языках и по сегодняшний день существует устная традиция их передачи.

Эта литература практически не была исследована, но была достаточно хорошо продокументирована в разделе "каста" в документах британской переписи населения в Индии.
 

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×