Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Часто задаваемые вопросы по рагануга-бхакти

Recommended Posts

Site Admin

Среди новичков в среде Гаудия-вайшнавов очень часто бытуют противоречивые мнения касательно теории и практики рагануга-бхакти. Между тем, ачарьи прошлого и настоящего уже дали ответы на все интересующие нас вопросы. Нужно лишь принять эти ответы, невзирая на политическое, религиозное и иное влияние иллюзорной энергии.

1. Является ли сахаджией имитация любви к Кришне, которой у человека пока нет?

2. Многие говорят, что сначала надо научиться контролировать свои чувства, и лишь потом приступать к изучению игр Кришны. Иначе это будет вожделение. Так ли это?

Сначала реализовать первый стих Упадешамриты, а потом думать об остальном. Пока есть капля вожделения, не может быть речи о рагануге. Рагануга при наличии даже капли вожделения является сахаджией. Правда ли это?

3. Многие считают, что ачарьи рекомендуют начинать с вайдхи, после которой спонтанно придет рагануга, а не имитироватьт раганугу. То есть рагануга вырастает только на базе вайдхи. Так ли это?

4. Нужно ли изучать все аватары и инкарнации Господа или лучше сосредоточиться на Кришне в форме Шьямасундары? Как следует читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад-Гиту?

5. Говорят, раскрытие сварупы при инициации было прекращено в наш век Кали Бхактисиддханта Сарасвати. Правда ли это?

Share this post


Link to post
Site Admin

Когда человек внешне изображает любовь к Кришне из корысти, например, чтобы среди вайшнавов заработать себе популярность, деньги, статус и тп, то это, конечно, сахаджия. Но когда любовь к Кришне в сердце есть, её можно скрывать лишь до некоторой степени. Ошибаются те, кто думают, что многие вайшнавы тщательно скрывают свою любовь к Кришне, и поэтому её не видно. Как правило, её не видно там, где её просто нет.

А если ее нет, а человек что-то начинает воображать в своем сердце - к примеру, как он во Врадже стал гопи, общается с другими гопи и Радхарани и готовит Кришне сладости... Все это происходит только в его воображении. Это сахаджия?

Весь Шримад Бхагаватам посвящен описанию игр Кришны, но я ни разу не слышал, чтобы изучение Шримад Бхагаватам считалось вожделением. Наоборот, все ачарьи утверждают, что Шримад Бхагаватам даёт самое сильное очищение от вожделения, особенно описание раса-лилы Кришны и гопи. Об этом написано, например, в предисловии к "Источнику вечного наслаждения" у Свами Прабхупады. Об этом же много и убедительно написали Джива Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж.

В какой последовательности нужно читать Шримад Бхагаватам? Начиная с 1 песни и до конца? Но в таком случае, пока человек дойдет до 10 песни, может очень много лет пройти. Или описание раса-лилы можно читать одновременно с изучением других томов Бхагаватам?

Share this post


Link to post
Zero

Как видно из этого отрывка, Шрила Нараяна Махарадж вновь вдохновлял своих слушателей (на этот раз в Германии) принять путь рагануга-бхакти, подчёркивая, что начать рагануга-бхакти не трудно: даже если человек будет просто читать "Чайтанья-чаритамриту", он оставит ваидхи-бхакти и войдёт в рагануга-бхакти. Видите, как тонко Ачарья формирует шраддху, веру, в путь рагануга-бхакти!

"Если будете читать "Чайтанья-чаритамриту", то тут же ваше вайдхи-бхакти перейдёт в рагануга-бхакти. Таков процесс."

Шри Нараяна Махарадж. Германия 2007

Из источников, близких к Гурудеву, я также узнал, почему Гурудев упомянул в этой лекции Россию и русских преданных. Оказывается, ему незадолго до лекции секретарь поведал "ужасную новость": какой-то преданный, кажется русский..., поделился с кем-то в кулуарах фестиваля о том, что он постоянно думает о Кришне и Радхике, и что однажды ночью ему приснилось, что он видит пупок Радхики и что её пупок был так прекрасен, что он не мог оторвать от него свой взгляд. Гурудев очень рассердился, что кто-то позволяет себе обсуждать такие интимные вещи, и он поэтому начал свою лекцию с упреков в адрес.. РУССКИХ... Уже после лекции выяснилось, что русские тут не при чём, что о пупке вообще-то говорил какой-то немец, да и тот решил немного пофантазировать. Вот как у нас из мухи делают слона!

С другой стороны, Гурудев предостерегает, что те, кого привлекли идеи рагануга-бхакти, не должны пренебрежительно относиться и говорить о ваидхи-бхакти. Иначе те, кто по тем или иным причинам не примут рагануга-бхакти, но, послушав критику пути ваидхи, откажутся и от него тоже, то чему они будут следовать? Они оставят путь бхакти вообще...

Путь ваидхи - это как бы больше работа "над формой", а рагануга - "над содержанием" бхакти. Те, кто следуют пути ваидхи, стараются делать всё, что обычно делают преданные: соблюдать такой же режим дня, так же питаться, так же одеваться, петь те же киртаны и бхаджаны, что и рагануга-преданные. Поскольку мало кто способен прогрессировать в ваидхи-бхакти в одиночку, только по книгам, то все начинающие садхаки берут пример с более продвинутых преданных, становятся их анугами. Усвоив принцип анугатьи, следования своему идеалу, они потом быстрее станут раганугами. Неверно думать, что рагануга-бхакты полностью игнорируют практику ваидхи. Они используют всё, в том числе и элементы ваидхи, для достижения целей рагануга-бхакти, т.е. для развития Враджа-бхавы.

Share this post


Link to post
Zero

На эту тему вспоминается одна лекция Атма-Таттвы Прабху, одного из очень популярных в прошлом проповедников ИСККОН. Он сказал: "Рано утром преданные собираются на мангала-арати, поют киртан, будят Божества... и вот наступает момент, когда пуджари раскрывает шторы алтаря. Все преданные падают на пол. Радха и Кришна с алтаря смотрят в недоумении: "А где все наши преданные? Ведь только что кто-то пел, играл на мриданге и караталах?" Пуджари закрыл шторки, преданные поднялись .. и продолжили киртан." Это как раз описание того, как ведут себя ваидхи-преданные.

Рагануга-бхакты, конечно, тоже кланяются Божествам, предлагая им дандаваты и поклоны, но после этого они стремятся подойти к Божествам поближе, встретиться с Божеством взглядами... На мангала-арати рагануга-бхакты своим сознанием чаще всего находятся в нишанта-лиле и видят, как Вринда посылает птиц и животных, чтобы разбудить Радху и Кришну, как обезьяна Какхатти своим криком "Джатила идёт!" наводит на всех ужас, как Радха и Кришна выбегают из кунджи, одеваясь на ходу... Видя это, преданные вновь и вновь испытывают очарование Враджа-лил. Иногда к ним приходит спхурти, мимолетное видение, этих игр во Врадже. И тогда преданный может увидеть сцены из лил, и звуки голосов, даже запахи того места, где происходит лила.

Share this post


Link to post
Site Admin

А в самом Врадже разве манджари и гопи кланяются Кришне?

Share this post


Link to post
Zero

В самом Врадже никто из враджаваси не кланяется Кришне. Напротив, Кришна всегда кланяется старшим - своим родителям, Пурнамаси, Гаргачарье, брахманам и другим почитаемым во Врадже людям. Но бывают моменты в отдельных лилах, когда гопи кланяются Кришне. Они делали так, например, когда Кришна, играя на флейте, ночью созвал всех гопи в лес Вриндавана на раса-лилу. Гопи приходили к Вамши-вату и, подходя к Кришне, каждая гопи вставала перед ним на колени и касалась его стоп. Этот поклон не означал, что гопи считают Кришну - Богом, но они так давно ждали этой встречи, что сейчас они таким образом предлагали свои поклоны тем высшим силам (Катьяяни деви и другим), милостью которых эта встреча наконец-то состоялась.

Share this post


Link to post
Site Admin

Я прочел в Бхакти-расамрита-синдху с комментариями Шрила Бхактихридой Бон Махараджа, что если человек совершает анги бхакти и ему нравится совершать одну из анг, то это подпадает под категорию рагануга-бхакти. И рагануга-бхакти - это в каком-то смысле вайдхи-бхакти, потому что в рагануга-бхакти тоже есть предписания, ибо вайдхи переводиться как указания предписания. Похоже, что само понятие рагануга-бхакти пиарят неправильно. Неужели ни у кого не возникало желания быть и следовать по стопам гопи? Уверен на 100%, что возникало. А иначе каков плод Кришна-катхи? Адвайта дас пишет, что нельзя заслужить шрадху, бхаву и т.п. Это дар хладини-шакти.

Share this post


Link to post
Zero

нельзя заслужить шрадху, бхаву и т.п. Это дар хладини-шакти.

Джагадананда пандит в "Према Виварте" написал, что хладини-шакти проявляет себя в этом мире в форме Кришна-катхи. С Кришна-катхой в сердца людей входит хладини-шакти, и так рождается бхакти. Поливая семя бхакти чистой Кришна-катхой, можно вырастить лиану бхакти, которая выйдет за пределы материального космоса, пройдёт мимо Вайкунтх, Двараки и Матхуры, и войдёт во Врадж на Голоке Вриндаване. С этого момента садхак сможет совершать уттама-бхакти, взбираясь по этой лиане во Врадж. Такова бесценная роль Кришна-катхи. Катха о лилах Кришны во Врадже лежит в основе всей практики рагануга-бхакти.

В своём комментарии на 8 стих "Упадешамриты" Рупа Госвами Шрила Прабхупада цитирует слова своего Гурудева Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупады: "Тот, в ком ещё не проснулся интерес к сознанию Кришны, должен.. Повторять имя Кришны, воспевать Его образ, качества, ИГРЫ и помнить о них. Почувствовав вкус к подобным занятиям, следует.. проводить время в постоянных размышлениях об имени, славе, ИГРАХ и качествах Кришны. В этом суть всех наставлений о бхакти". (стр. 71 "Нектар наставлений" ББТ, 1991).

Есть ли вожделение у того, у кого ещё не проснулся интерес к СК, у кого еще нет вкуса к бхакти? Скроее всего, да, есть. Что же, по мнению Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакура, надо делать человеку, у которого есть вожделение? - Он должен слушать и рассказывать сам (обсуждать) катху об именах, образе, качествах и играх Кришны! Всё это относится к практике рагануга-бхакти: шраванам, киртанам, смаранам.

Как мы видим, это мнение БССТ поддерживают Свами Прабхупада, Шрила Нараяна Махарадж и все ачарьи. Те же, кто не согласен с этим мнением, похоже, принадлежат к какой-то другой гуру-парампаре и создали другую сиддханту.

Share this post


Link to post
Site Admin

Как научиться любить Кришну? Это так сложно, ведь у Кришны так много аватар (воплощений) и Он - Бог. Возможно ли любить Бога, не боясь Его?

Share this post


Link to post
Zero

Кришна - это Всевышний Бог, который поручил выполнять работу Бога своим аватарам (Вишну, Нараяна и тд), а сам живёт, вечно наслаждаясь простым общением с друзьями и родственниками, которые не знают, что Кришна - Бог.

Когда Кришна показал Арджуне свою вселенскую форму, то Арджуна упал в страхе на колени и начал просить Кришну простить за то, что называл Его своим другом и вёл себя с Ним так фамильярно. Чтобы успокоить Арджуну, Кришна вновь явил свою форму сына царя Враджа. Эта форма так прекрасна, что мгновенно удаляет страх из сердца любого, кто видит её.

Тот, кто думает о Кришне только как о Боге, никогда не сможет полюбить его. Чтобы полюбить Кришну, надо забыть о том, что Он - Бог. Кришна в 11 Песни Шримад Бхагаватам сказал Уддхаве: "Гопи во Врадже не знают, что я Бог, но чья любовь ко мне может сравниться с их любовью?!" А в Чайтанья Чаритамрите Кришна сказал, что знание о Его айшварье, божественных достояниях, делает любовь к Нему слабой, убивает чувства любви.

Смысл практики бхакти-йоги - научиться любить Кришну так, как его любят враджаваси, Его вечные спутники во Врадже (которые не знают, что Кришна Бог). Поэтому надо сфокусировать своё внимание на играх во Врадже и меньше отвлекаться на описание игр аватар Кришны. Те, кто говорят, что нет разницы между Кришной и Его аватарами, между Его играми во Врадже и другими лилами, это гьяни-бхакты, люди имеющие больше вкус к гьяне, а не к бхакти.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×