Site Admin 494 Posted December 30, 2012 Среди новичков в среде Гаудия-вайшнавов очень часто бытуют противоречивые мнения касательно теории и практики рагануга-бхакти. Между тем, ачарьи прошлого и настоящего уже дали ответы на все интересующие нас вопросы. Нужно лишь принять эти ответы, невзирая на политическое, религиозное и иное влияние иллюзорной энергии. 1. Является ли сахаджией имитация любви к Кришне, которой у человека пока нет? 2. Многие говорят, что сначала надо научиться контролировать свои чувства, и лишь потом приступать к изучению игр Кришны. Иначе это будет вожделение. Так ли это? Сначала реализовать первый стих Упадешамриты, а потом думать об остальном. Пока есть капля вожделения, не может быть речи о рагануге. Рагануга при наличии даже капли вожделения является сахаджией. Правда ли это? 3. Многие считают, что ачарьи рекомендуют начинать с вайдхи, после которой спонтанно придет рагануга, а не имитироватьт раганугу. То есть рагануга вырастает только на базе вайдхи. Так ли это? 4. Нужно ли изучать все аватары и инкарнации Господа или лучше сосредоточиться на Кришне в форме Шьямасундары? Как следует читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад-Гиту? 5. Говорят, раскрытие сварупы при инициации было прекращено в наш век Кали Бхактисиддханта Сарасвати. Правда ли это? 1 Share this post Link to post
Zero 87 Posted December 30, 2012 Quote 1. Является ли сахаджией имитация любви к Кришне, которой у человека пока нет? Когда человек внешне изображает любовь к Кришне из корысти, например, чтобы среди вайшнавов заработать себе популярность, деньги, статус и т.п., то это, конечно, сахаджия. Но когда любовь к Кришне в сердце есть, её можно скрывать лишь до некоторой степени. Ошибаются те, кто думают, что многие вайшнавы тщательно скрывают свою любовь к Кришне, и поэтому её не видно. Как правило, её не видно там, где её просто нет. Quote 2. Многие говорят, что сначала надо научиться контролировать свои чувства, и лишь потом приступать к изучению игр Кришны. Иначе это будет вожделение. Весь Шримад Бхагаватам посвящен описанию игр Кришны, но я ни разу не слышал, чтобы изучение Шримад Бхагаватам считалось вожделением. Наоборот, все ачарьи утверждают, что Шримад Бхагаватам даёт самое сильное очищение от вожделения, особенно описание раса-лилы Кришны и гопи. Об этом написано, например, в предисловии к "Источнику вечного наслаждения" у Свами Прабхупады. Об этом же много и убедительно написали Джива Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж. В мире современного Гаудия-вайшнавизма есть две точки зрения на этот вопрос. Первая: "Сначала из сердца уходит вожделение, затем приходит бхакти. Другими словами, сначала надо очистить сердце от анартх и вожделения, следуя второстепенным практикам, таким как карма-йога, гьяна-йога, ваидхи-бхакти, потому что только в чистом сердце сможет проявиться чистое бхакти, любовь к Кришне". К сожалению, в наши дни эта точка зрения получила очень широкое распространение, хотя ни шастры, ни ачарьи нашей гуру-парампары не поддерживают эту точку зрения. Что такое праман, доказательство истины? Это мнение авторитетных ачарьев гуру-парамапары, основанное на утверждениях шастр, авторитетных писаний. Поскольку прамана у этой точки зрения нет, значит, она ложная, это - апасиддханта. Вторая: "Сначала в сердце приходит чистое бхакти, любовь к Кришне, и только после этого сердце человека очищается от вожделения". Какой существует праман у этой точки зрения? Приведу пару доказательств: 1) В 7 стихе "Упадешамриты" Рупа Госвами написал, что только практикуя бхакти можно избавиться от болезни безразличия к Кришне. Безразличие к Кришне - это одно из проявлений мирского вожделения. Здесь Рупа Госвами учит, что сначала приходит бхакти и силой бхакти человек избавляется от анартх и вожделения. Можно пытаться освободится от вожделения, следуя практикам бхакти с примесями гьяны, кармы, вайрагьи и др. Но лучшим средством для очищения сердца считается всё-таки чистое бхакти, без каких-либо примесей. 2) Шукадев Госвами в стихе 10.33.39 Шримад Бхагаватам сказал, что "В результате слушания или перессказа с ВЕРОЙ катхи о лилах Кришны и гопи Враджа к слушателю/рассказчику СНАЧАЛА приходит пара-бхакти (высшее бхакти) и ЗАТЕМ сердце освобождается от вожделения". 3) В своих комментариях на этот стих Вишванатха Чакраварти Тхакур (см. Сарартха Даршини) и Шрила Нараяна Госвами Махарадж (см. Предисловие к Вену-Гите) написали: "Принципиально важно понять, что СНАЧАЛА в сердце приходит чистое бхакти, и только благодаря этому бхакти сердце может очиститься от вожделения. Ничто, кроме бхакти, не обладает достаточным могуществом, чтобы очистить сердце от мирского вожделения". Комментарий Шрила Вишванатхи Чакраварти Тхакура к Шримад Бхагаватам 10.47.59 гласит: "... Поэтому неправильно считать, что Бхакти-деви входит в сердце только после того, как оттуда ушли все анартхи, апарадхи, вожделение и другие "болезни". Наоборот, по милости Верховного Господа или Его преданных, или благодаря совершению садханы-бхаджана с верой, вначале это редкое Бхакти входит в сердце, и затем уже все анартхи сами собой исчезают. Такое понимание совершенно правильно". Как мы видим, вторая точка зрения подтверждается и шастрами, и мнением ачарьев нашей гуру-парамапары. Это - праман, доказательство. Поэтому любые утверждения в духе первой точки зрения являются апасиддхантой, ложными. Вторая точка зрения отражает истину, правильную сиддханту. Quote Сначала реализовать первый стих Упадешамриты, а потом думать об остальном. Стихи Упадешамриты очень тесно взаимосвязаны и те, кто принимают одни стихи, отвергая другие, это - сторонники теории "половины курицы": ту часть, которая несёт яйца (приносит нам очевидную пользу), мы оставим, а ту, которая просит кушать (то есть приносит нам хлопоты), мы отрубим и выбросим. Если пренебрегать в своей практике хоть одним стихом Упадешамриты, то мы рискуем начать заниматься не бхакти, а лишь его имитацией. Тот, кто отказывается следовать всем 11 стихам Упадешамриты, никогда не сможет по отдельности реализовать ни один из них. Quote Пока есть капля вожделения, не может быть речи о рагануге. Рагануга при наличии даже капли вожделения является сахаджией. Этой "последней" каплей вожделения ачарьи называют стремление следовать ваидхи-бхакти, потому что в основе ваидхи-бхакти всегда лежит любовь и забота только О СЕБЕ - что ДЛЯ МЕНЯ благоприятно, что ДЛЯ МЕНЯ неблагоприятно. Тех, кто следует только ваидхи, не интересует, что хочет Кришна и что сделает ЕГО счастливым. Они беспокоятся только о себе. Они не хотят знать, зачем Махапрабху приходил на Землю и зачем он принёс практику рагануга-бхакти ЛЮДЯМ КАЛИ-ЮГИ. Quote 3. Многие считают, что ачарьи рекомендуют начинать с вайдхи, после которой спонтанно придет рагануга, а не имитироватьт раганугу. То естсь рагануга вырастает только на базе вайдхи. Шримад Бхагаватам стих 10.33.39: "Любой, кто слушает повествования о играх Кришны с гопи во Врадже и пересказывает услышанное, быстро обретает (пара-) чистое бхакти и потом из его сердца уходит вожделение". Махапрабху назвал Шримад Бхагаватам - безупречным доказательством. Здесь сказано, что сначала человек слушает лила-катху, благодаря которой к нему приходит чистая бхакти, любовь к Кришне, и только благодаря чистой любви к Кришне его сердце очищается от вожделения. Рагануга-бхакти - не является спонтанной деятельностью, поэтому рагануга-бхакти никогда не приходит спонтанно, само по себе. Само понятие "рагануга" - означает брать пример, следовать, учиться у рагатмика-бхакт... Учёба и следование не означают спонтанность, а означают осознанность и избирательность, целеустремлённость, обретение знаний и следование этим знаниям. Надо научиться следовать рагатмика-бхактам так же как прицепленный вагон следует за локомотивом. Вагон не движется "спонтанно", сам по себе, он вседа строго следует за паровозом! В этом смысл ануги, следования примеру в рагануга-бхакти. Quote 4. Нужно ли изучать все аватары и инкарнации Господа или лучше сосредоточиться на Кришне в форме Шьямасундары? Нужно. Но в рагануга-бхакти их изучают особым образом. 1) изучая игры аватар, мы глубже узнаём, какими качествами обладает Кришна, которые могут быть не видны в его Враджа -лилах; 2) нам надо хорошо знать игры аватар Кришны, чтобы иметь больше аргументов в дискуссиях с Кришной, когда он спорит с Радхикой и гопи. Ведь мы же помогаем Радхике победить Кришну в спорах! ("Противника надо изучить досконально! Знать всё его досье! ". Quote Как следует читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад-Гиту? Слушая объяснения из уст расика-вайшнава. Это написал Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху. Тогда не вы сами. А возвышенный вайшнав будет определять, в какой очередности и о чём нам следует узнать, чтобы... Пробудить в нас бхаву, любовь. Цель садханы - пробудить бхаву. Слушание, чтение и тд, не напралвенное на пробуждение Враджа-бхавы - это не рагануга-садхана. Quote 5. Говорят, раскрытие сварупы при инициации было прекращено в наш век Кали Бхактисиддханта Сарасвати. Правда ли это? Бхактисиддханта Сарасвати предложил вернуться к тому методу раскрытия сварупы ученикам, который применяли Махапрабху и его спутники, т.е. поэтапное раскрытие - сначала суть, потом, со временем, - детали сварупы. 2 Share this post Link to post
Site Admin 494 Posted December 30, 2012 Когда человек внешне изображает любовь к Кришне из корысти, например, чтобы среди вайшнавов заработать себе популярность, деньги, статус и тп, то это, конечно, сахаджия. Но когда любовь к Кришне в сердце есть, её можно скрывать лишь до некоторой степени. Ошибаются те, кто думают, что многие вайшнавы тщательно скрывают свою любовь к Кришне, и поэтому её не видно. Как правило, её не видно там, где её просто нет. А если ее нет, а человек что-то начинает воображать в своем сердце - к примеру, как он во Врадже стал гопи, общается с другими гопи и Радхарани и готовит Кришне сладости... Все это происходит только в его воображении. Это сахаджия? Весь Шримад Бхагаватам посвящен описанию игр Кришны, но я ни разу не слышал, чтобы изучение Шримад Бхагаватам считалось вожделением. Наоборот, все ачарьи утверждают, что Шримад Бхагаватам даёт самое сильное очищение от вожделения, особенно описание раса-лилы Кришны и гопи. Об этом написано, например, в предисловии к "Источнику вечного наслаждения" у Свами Прабхупады. Об этом же много и убедительно написали Джива Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж. В какой последовательности нужно читать Шримад Бхагаватам? Начиная с 1 песни и до конца? Но в таком случае, пока человек дойдет до 10 песни, может очень много лет пройти. Или описание раса-лилы можно читать одновременно с изучением других томов Бхагаватам? 1 Share this post Link to post
Zero 87 Posted December 30, 2012 А человек что-то начинает воображать в своем сердце - к примеру, как он во Врадже стал гопи, общается с другими гопи и Радхарани и готовит Кришне сладости... Лично я не знаю людей, которые ни с того ни с сего (ничего не зная о Кришне и ничего не испытывая к нему) начали бы представлять себе как они жили бы во Врадже, будучи гопи, и чем бы они там занимались... Рупа Госвами написал: "Сначала приходит шраддха". Что такое шраддха? Это - капля премы, чистой любви к Кришне. Рано или поздно каждый преданный узнаёт о гопи, о Радхике, про отношения Кришны и гопи во Врадже... И его начинают привлекать такие отношения. Ему они нравятся. Он начинает любить гопи и Кришну. Только такая любовь может вызвать в нём желание представить себя в качестве гопи во Врадже и свои отношения с Кришной. Каковы шансы увидеть то, о чём ты ничего не знаешь? Например, в соседней со мной квартире живёт Леон... Попробуйте вообразить себе его. Как он выглядит, сколько ему лет, какие у него качества, что он любит и что не любит, чем он занимается по жизни и тд. Пока Вы даже не знаете, человек это или собака, попугай или цветок? Вы не можете себе его представить... Но когда по милости чистых преданных мы узнаём так много о Кришне, то нам несложно представить себе Врадж и жизнь во Врадже. Врадж - реальность, и эта реальность трансцендентным образом пронизывает собой все миры. Поэтому любой преданный, следуя процессу и достигнув определённый уровень, может видеть эту реальность и поведать нам о ней. В какой последовательности нужно читать Шримад Бхагаватам? Начиная с 1 песни и до конца? Но в таком случае, пока человек дойдет до 10 песни, может очень много лет пройти. Или описание раса-лилы можно читать одновременно с изучением других томов Бхагаватам? На пути бхакти надо стремиться всё делать в той последовательности, которая усиливает нашу любовь к Кришне. Сначала - любовь к Кришне! А потом можно смотреть на всё остальное влюблёнными в Кришну глазами... Как нам читать Шримад Бхагаватам? Только когда вы услышите объяснения сути Шримад Бхагаватам от чистого преданного, расика-вайшнава, тогда ваше чтение и понимание Шримад Бхагаватам приблизится к истине и поднимется на качественно иной уровень. Расик сразу объяснит, что первый стих Шримад Бхагаватам и 10 Песнь Шримад Бхагаватам говорят об одном и том же. Весь Шримад Бхагаватам был рассказан только ради 10 Песни. Тот, кто знает и понимает 10 Песнь, понимает всё, о чём говорится во всех Песнях Шримад Бхагаватам. Если нет понимания сути Шримад Бхагаватам, нет правильного фокуса, то читай Шримад Бхагаватам хоть с 1 до 12, хоть наоборот - в голове будет хаос и нагромождение разрозненных историй. И к чему Шукадев всё это рассказывал,... будет непонятно. Формальная логика нам подсказывает: "В какой очерёдности Шукадев рассказывал Шримад Бхагаватам, в такой его и надо читать". Формально это правильно. Но Парикшит Махарадж и 80 тысяч мудрецов не сидели в читальном зале и не читали тома Шримад Бхагаватам с 1 по 12.. Они видели перед собой и слушали Шукадева Госвами! Видеть чистого преданного - совершенство для глаз. Слышать его голос - совершенство для ушей. Что бы ни говорил нам садху, даже если это формально выглядит как праджалпа, это будет чистой Кришна-катхой. В этом особенность общения с садху. Даже если садху будет молча сидеть рядом, ваше сердце начнёт меняться... Шукадев Госвами очистил сердца своих слушателей не 9 Песнями Шримад Бхагаватам.. А одним своим видом, своими взглядами, интонациями своего голоса, своею любовью к Кришне. В этом могущество чистых преданных: одним своим присутствием в Святой Дхаме они очищают даже Дхаму (которая принимает на себя грехи всех паломников)! 2 Share this post Link to post
Site Admin 494 Posted December 30, 2012 Если будете читать "Чайтанья-чаритамриту", то тут же ваше вайдхи-бхакти перейдёт в рагануга-бхакти. Таков процесс. Шри Нараяна Махарадж. Германия 2007 2 Share this post Link to post
Zero 87 Posted December 30, 2012 Как видно из этого отрывка, Шрила Нараяна Махарадж вновь вдохновлял своих слушателей (на этот раз в Германии) принять путь рагануга-бхакти, подчёркивая, что начать рагануга-бхакти не трудно: даже если человек будет просто читать "Чайтанья-чаритамриту", он оставит ваидхи-бхакти и войдёт в рагануга-бхакти. Видите, как тонко Ачарья формирует шраддху, веру, в путь рагануга-бхакти! "Если будете читать "Чайтанья-чаритамриту", то тут же ваше вайдхи-бхакти перейдёт в рагануга-бхакти. Таков процесс." Шри Нараяна Махарадж. Германия 2007 Из источников, близких к Гурудеву, я также узнал, почему Гурудев упомянул в этой лекции Россию и русских преданных. Оказывается, ему незадолго до лекции секретарь поведал "ужасную новость": какой-то преданный, кажется русский..., поделился с кем-то в кулуарах фестиваля о том, что он постоянно думает о Кришне и Радхике, и что однажды ночью ему приснилось, что он видит пупок Радхики и что её пупок был так прекрасен, что он не мог оторвать от него свой взгляд. Гурудев очень рассердился, что кто-то позволяет себе обсуждать такие интимные вещи, и он поэтому начал свою лекцию с упреков в адрес.. РУССКИХ... Уже после лекции выяснилось, что русские тут не при чём, что о пупке вообще-то говорил какой-то немец, да и тот решил немного пофантазировать. Вот как у нас из мухи делают слона! С другой стороны, Гурудев предостерегает, что те, кого привлекли идеи рагануга-бхакти, не должны пренебрежительно относиться и говорить о ваидхи-бхакти. Иначе те, кто по тем или иным причинам не примут рагануга-бхакти, но, послушав критику пути ваидхи, откажутся и от него тоже, то чему они будут следовать? Они оставят путь бхакти вообще... Путь ваидхи - это как бы больше работа "над формой", а рагануга - "над содержанием" бхакти. Те, кто следуют пути ваидхи, стараются делать всё, что обычно делают преданные: соблюдать такой же режим дня, так же питаться, так же одеваться, петь те же киртаны и бхаджаны, что и рагануга-преданные. Поскольку мало кто способен прогрессировать в ваидхи-бхакти в одиночку, только по книгам, то все начинающие садхаки берут пример с более продвинутых преданных, становятся их анугами. Усвоив принцип анугатьи, следования своему идеалу, они потом быстрее станут раганугами. Неверно думать, что рагануга-бхакты полностью игнорируют практику ваидхи. Они используют всё, в том числе и элементы ваидхи, для достижения целей рагануга-бхакти, т.е. для развития Враджа-бхавы. 1 Share this post Link to post
Site Admin 494 Posted December 30, 2012 В храм зашли два бхакты - вайдхи и рагануга. В храме - Божества Радхи и Кришны. Они оба упадут на колени перед Ними, или упадет только вайдхи-бхакта, а рагануга-бхакта будет иначе проявлять свои чувства? 2 Share this post Link to post
Zero 87 Posted December 30, 2012 На эту тему вспоминается одна лекция Атма-Таттвы Прабху, одного из очень популярных в прошлом проповедников ИСККОН. Он сказал: "Рано утром преданные собираются на мангала-арати, поют киртан, будят Божества... и вот наступает момент, когда пуджари раскрывает шторы алтаря. Все преданные падают на пол. Радха и Кришна с алтаря смотрят в недоумении: "А где все наши преданные? Ведь только что кто-то пел, играл на мриданге и караталах?" Пуджари закрыл шторки, преданные поднялись .. и продолжили киртан." Это как раз описание того, как ведут себя ваидхи-преданные. Рагануга-бхакты, конечно, тоже кланяются Божествам, предлагая им дандаваты и поклоны, но после этого они стремятся подойти к Божествам поближе, встретиться с Божеством взглядами... На мангала-арати рагануга-бхакты своим сознанием чаще всего находятся в нишанта-лиле и видят, как Вринда посылает птиц и животных, чтобы разбудить Радху и Кришну, как обезьяна Какхатти своим криком "Джатила идёт!" наводит на всех ужас, как Радха и Кришна выбегают из кунджи, одеваясь на ходу... Видя это, преданные вновь и вновь испытывают очарование Враджа-лил. Иногда к ним приходит спхурти, мимолетное видение, этих игр во Врадже. И тогда преданный может увидеть сцены из лил, и звуки голосов, даже запахи того места, где происходит лила. 1 Share this post Link to post
Site Admin 494 Posted December 30, 2012 А в самом Врадже разве манджари и гопи кланяются Кришне? 1 Share this post Link to post
Zero 87 Posted December 30, 2012 В самом Врадже никто из враджаваси не кланяется Кришне. Напротив, Кришна всегда кланяется старшим - своим родителям, Пурнамаси, Гаргачарье, брахманам и другим почитаемым во Врадже людям. Но бывают моменты в отдельных лилах, когда гопи кланяются Кришне. Они делали так, например, когда Кришна, играя на флейте, ночью созвал всех гопи в лес Вриндавана на раса-лилу. Гопи приходили к Вамши-вату и, подходя к Кришне, каждая гопи вставала перед ним на колени и касалась его стоп. Этот поклон не означал, что гопи считают Кришну - Богом, но они так давно ждали этой встречи, что сейчас они таким образом предлагали свои поклоны тем высшим силам (Катьяяни деви и другим), милостью которых эта встреча наконец-то состоялась. 1 Share this post Link to post
Site Admin 494 Posted December 30, 2012 Я прочел в Бхакти-расамрита-синдху с комментариями Шрила Бхактихридой Бон Махараджа, что если человек совершает анги бхакти и ему нравится совершать одну из анг, то это подпадает под категорию рагануга-бхакти. И рагануга-бхакти - это в каком-то смысле вайдхи-бхакти, потому что в рагануга-бхакти тоже есть предписания, ибо вайдхи переводиться как указания предписания. Похоже, что само понятие рагануга-бхакти пиарят неправильно. Неужели ни у кого не возникало желания быть и следовать по стопам гопи? Уверен на 100%, что возникало. А иначе каков плод Кришна-катхи? Адвайта дас пишет, что нельзя заслужить шрадху, бхаву и т.п. Это дар хладини-шакти. 1 Share this post Link to post
Zero 87 Posted December 30, 2012 нельзя заслужить шрадху, бхаву и т.п. Это дар хладини-шакти. Джагадананда пандит в "Према Виварте" написал, что хладини-шакти проявляет себя в этом мире в форме Кришна-катхи. С Кришна-катхой в сердца людей входит хладини-шакти, и так рождается бхакти. Поливая семя бхакти чистой Кришна-катхой, можно вырастить лиану бхакти, которая выйдет за пределы материального космоса, пройдёт мимо Вайкунтх, Двараки и Матхуры, и войдёт во Врадж на Голоке Вриндаване. С этого момента садхак сможет совершать уттама-бхакти, взбираясь по этой лиане во Врадж. Такова бесценная роль Кришна-катхи. Катха о лилах Кришны во Врадже лежит в основе всей практики рагануга-бхакти. В своём комментарии на 8 стих "Упадешамриты" Рупа Госвами Шрила Прабхупада цитирует слова своего Гурудева Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупады: "Тот, в ком ещё не проснулся интерес к сознанию Кришны, должен.. Повторять имя Кришны, воспевать Его образ, качества, ИГРЫ и помнить о них. Почувствовав вкус к подобным занятиям, следует.. проводить время в постоянных размышлениях об имени, славе, ИГРАХ и качествах Кришны. В этом суть всех наставлений о бхакти". (стр. 71 "Нектар наставлений" ББТ, 1991). Есть ли вожделение у того, у кого ещё не проснулся интерес к СК, у кого еще нет вкуса к бхакти? Скроее всего, да, есть. Что же, по мнению Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакура, надо делать человеку, у которого есть вожделение? - Он должен слушать и рассказывать сам (обсуждать) катху об именах, образе, качествах и играх Кришны! Всё это относится к практике рагануга-бхакти: шраванам, киртанам, смаранам. Как мы видим, это мнение БССТ поддерживают Свами Прабхупада, Шрила Нараяна Махарадж и все ачарьи. Те же, кто не согласен с этим мнением, похоже, принадлежат к какой-то другой гуру-парампаре и создали другую сиддханту. 1 Share this post Link to post
Site Admin 494 Posted December 30, 2012 Как научиться любить Кришну? Это так сложно, ведь у Кришны так много аватар (воплощений) и Он - Бог. Возможно ли любить Бога, не боясь Его? 0 Share this post Link to post
Zero 87 Posted December 30, 2012 Кришна - это Всевышний Бог, который поручил выполнять работу Бога своим аватарам (Вишну, Нараяна и тд), а сам живёт, вечно наслаждаясь простым общением с друзьями и родственниками, которые не знают, что Кришна - Бог.Когда Кришна показал Арджуне свою вселенскую форму, то Арджуна упал в страхе на колени и начал просить Кришну простить за то, что называл Его своим другом и вёл себя с Ним так фамильярно. Чтобы успокоить Арджуну, Кришна вновь явил свою форму сына царя Враджа. Эта форма так прекрасна, что мгновенно удаляет страх из сердца любого, кто видит её.Тот, кто думает о Кришне только как о Боге, никогда не сможет полюбить его. Чтобы полюбить Кришну, надо забыть о том, что Он - Бог. Кришна в 11 Песни Шримад Бхагаватам сказал Уддхаве: "Гопи во Врадже не знают, что я Бог, но чья любовь ко мне может сравниться с их любовью?!" А в Чайтанья Чаритамрите Кришна сказал, что знание о Его айшварье, божественных достояниях, делает любовь к Нему слабой, убивает чувства любви.Смысл практики бхакти-йоги - научиться любить Кришну так, как его любят враджаваси, Его вечные спутники во Врадже (которые не знают, что Кришна Бог). Поэтому надо сфокусировать своё внимание на играх во Врадже и меньше отвлекаться на описание игр аватар Кришны. Те, кто говорят, что нет разницы между Кришной и Его аватарами, между Его играми во Врадже и другими лилами, это гьяни-бхакты, люди имеющие больше вкус к гьяне, а не к бхакти. 1 Share this post Link to post