Site Admin 494 Posted December 30, 2012 Адхирудха - супружеская любовь, которую являют гопи Враджа. Адхирудха - высочайшая степень божественной любви в разлуке, которую испытывал Махапрабху во время Своих заключительных лил в Джаганнатха Пури. Анубхава - одна из составляющих расы. Внешние проявления духовных чувств преданного, такие как танец, пение, и т.п. Всего выделяется 13 анубхав. Апана-даша - стадия преданного служения, на которой преданный ощущает умиротворение в бхава-бхакти, первом раскрытии бутона божественной любви. Следует за шраддхой, шравана-дашей, варана-дашей и садхана-дашей. Атманиведана - жертвенность, предание себя Богу. Атма-никшепа - полное самопредание; одно из слагающих шестисложной шаранагати. Предложить все без остатка: от тела со всем к нему относящимся, и вплоть до чистой души, Лотосным Стопам Шри Хари. Все корыстные устремления отвергаются, и каждое действие посвящается только Кришне. Ашрая-виграха (ашрайа-виграха) - Шримати Радхарани, сокровищница духовной любви Господа. Дживе никогда не следует считать себя достойной уникального, положения ашрая-виграхи - одна мысль об этом приводит к падению. Чистое бытие дживы в духовном мире - это положение вечной служанки Шримати Радхарани. Так же - Господь как вместилище премы, как ее обладатель. Ашта-саттвика-бхава - восемь внешних признаков бхавы, духовного блаженства (оцепенение, испарина, поднятие волосков на теле, прерывание голоса, трепет, изменение цвета кожи, слезы, беспамятство). Ашта-сатвика-викара - восемь разновидностей экстатических симптомов, проявляемых чистыми преданными: скованность, испарина, "гусиная кожа", пресекающийся голос, дрожь, обморок, побледнение и плач. Баяса (байаса) - испытываемое преданным духовное чувство возраста в своем духовном теле на Голоке Вриндавана. Бамья-бхави (бамйа бхави) - настроение "либеральных" Гопи ("левого крыла"), держащихся свободно, в пышности и богатстве. Басантхана (васантха) - испытываемое преданным духовное чувство присутствия, обитания на Голоке Вриндавана. Бхава - начальная ступень любви к Богу, сравниваемая с появлением первых лучей солнца премы. Ступень бхакти, на которой сущность внутренней силы Господа, состоящая из духовного знания и блаженства (вишуддха-саттвы), переносится в сердце преданного из сердца Вечного Спутника Шри Бханавана. Затем она смягчает сердце различными видами духовного вкуса. На видимом уровне бхава характеризуется проявлением различных признаков божественного экстаза. Бхава-бхакти - спонтанное любовное служение Бхагавану, превосходящее служение по правилам и предписаниям; преданность на уровне бхавы. Бхава-сева - стадия севы, совершаемая на уровне бхавы, наступающая после преодоления всех намапарадх; на этой стадии важнейшим становится внутреннее служение. "Бхаджана-рахасья" (бхаджана-рахасйа) - произведение Шрила Бхактивинода Тхакура, в котором с помощью наставлений шастр, слов Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху и Его ближайших спутников, а так же самого Бхактивиноды Тхакура дается краткий обзор ступеней бхакти. Вамья-бхави (вамйа-бхави) - группа "либеральных" гопи, держащихся свободно, в пышности и богатстве. Во главе вамья-бхави стоит Шримати Радхарани. Вибхава - то, что возбуждает чувство, причина или основание вкушения духовной расы. Викшепа - склонность к беспокойству, например, переключение внимания на мирские разговоры во время джапы. Одно из препятствий на пути садхана-бхакти, преодолеваемое на ступени ништхи. Випраламбха - настроение любви в разлуке, испытываемое в мадхурья-расе, которое, с первого взгляда, болезненно и печально, а в действительности, исполнено блаженства. Випраламбха-сева - служение в настроении випраламбхи. Вишая-виграха (премы) - Господь как объект премы; Господь как главенствующее Божество, Верховный Наслаждающийся, как Бог, Которому служат. Вишрамбха - любовная близость к Господу, лишенная чувства страха и благоговения. Враджабхуми - земля Враджи, где пять тысяч лет назад Кришна являл Свои лилы. Враджа-парикары - вечные спутники Шри Кришны во Врадже. Враджа-раса - вечные духовные взаимоотношения обитателей Вриндаваны. Враджа-садхана - бхаджана в настроении обитателей Вриндаваны. Вьябхичари (вйабхичари) - тридцать три чувства духовных переживаний, рождающихся из океана нектара стхайи-бхавы, проявленные гопи и Самим Кришной в Их играх. Вьявадхан (вйавадхан) - преграда, перерыв, препятствие в процессе повторения Кришна-Нама, не позволяющее Ему стать нирантар, непрерывным; причина всех апарадх: 1) аньябхилаш; 2) карма - расчет заработать чувственное счастье религиозностью; 3) джнана - стремление к полному слиянию с Брахманом; 4) деха - удовлетворение плоти; 5) дравина - попытки заработать деньги нечестным путем; 6) джната - асат-санга; 7) лобха - языкоблудие; 8) пашандата - отношение к Шри Мурти как к камню, дереву и т.п., к Шри Гуру как к простому смертному и т.д. Дайнья (даинйа) - смирение, первое из четырех качеств, необходимых для жизни в Киртане (тринад апи суничена). Чувство своей малости... Своей зависимости... Своего ничтожества... Своей ничтожности... Дакшана-бхави - настроение "консервативных" Гопи ("правого крыла"), заключающееся в полном подчинении воле Кришны; пример - Чандравали. Карма-мишра-бхакти - бхакти, смешанная с кармой (корыстной деятельностью). Карма-васана - желание результатов корыстной деятельности (кармы). Мадана-мохана - одно из имен Господа Кришны - ”Тот, Кто очаровывает даже Купидона”. Мадана-мохана-мохини - имя Шримати Радхарани, означающее "Та, Которая пленила очарование Купидона". Манджари - юные спутницы сакхи, то есть подружек Радхарани, возглавляемые Рупой Манджари (в аударья-лиле - Шрила Рупа Госвами). Наиштхика-брахмачари - человек, который никогда в жизни не нарушал обет брахмачарьи. Нивритти-марг - путь к освобождению из материального рабства или отказ от чувственных наслаждений. Ниямакшама (нийамакшама) - неспособность следовать принятым обетам. Нитья-баддха (нитйа-баддха) - вечно обусловленная душа. Обитатели Деви-дхамы. Нитья-мукта (нитйа-мукта) - вечно освобожденная душа, которая никогда не может попасть под влияние Майа-деви. Обитатели Вайкунтхи. "Падьявали"- созданное Рупа Госвами поэтическое описание вриндаванских игр Шри Шри Радхи-Кришны. Пальядаси-бхава (палйадаси-бхава) - духовное ощущение настроения служанки (даси) Господа Кришны. Панчаратрика-видхи - процесс поклонения Божеству в храме, описанный в ”Панчаратрах”. Парамананда - высшее счастье, которое невозможно испытать без милости Шримати Радхарани. Джива должна смиренно и искренне молить, чтобы ей обрести чувство преданности, присущее обитателям Враджи, и страстно желать Его (Ее) общества. Према – абсолютная любовь к Кришне. Согласно писаниям, зрелый плод чистой преданности, высший расцвет всякого совершенства. Бывает двух видов: вишрамбха-према - чистая любовь к Господу, и самбхрама-према - према с примесью айшварьи, благоговения. На Вайкунтхах есть только самбхрама-према. Пятая, высшая цель жизни, к которой должен стремиться человек. Према не может прийти без: 1) ашрайи и 2) вишайи. Према-бхакти – преданность, выражаемая спонтанной безраздельной любовью – премой. Према-бхаса - тень премы. Према-вайчитра - любовь в многообразии, когда в экстазе анураги возникают желания родиться в теле животного, в иных формах жизни, напрямую связанных с Кришной. Пушпанджали - подношение цветов лотосоподобным стопам Шри Бхагавана. Рага - означает естественную любовь (прити) к Кришне. Неутолимая жажда этого общения рождается из снехи, сопровождаемой сильной жаждой, когда миг разлуки невыносим. Рага - поклонение Шри Бхагавану, вызванное искренней привязанностью к Нему. Рага-марга - путь божественной любви; преданность, которая превыше наставлений писаний. Раганута-бхакти - спонтанная садхана, рождаемая сильным влечением к действиям обитателей Враджи. Рагатмика-бхакти - преданное служение, украшенное рагой; бывает двух видов: кама-рупа (в отношениях возлюбленных) и самбандха-рупа (в отношениях родственников). Расабхаса - несовместимое сочетание противоречащих друг другу рас. Расавада - вкус к материальным наслаждениям. Неспособность сосредоточиться на преданном служении при появлении чувственных удовольствий. Раса-лила - чистое духовное проявление любовных отношений Кришны с Его самыми возвышенными и близкими слугами, девушками-пастушками Вриндавана. Раса-таттва - учение Господа Чайтаньи о принципе расы, поведанное Шрила Рупа Госвами. Расика-бхакта - святая душа, полностью отрешившаяся от материальной жизни. Тот, кто воспевает Святое имя с бхавой; тот, в чьем сердце живет бхакти-раса. Рати - спонтанное влечение к Святому Имени и преданному служению следующего по стопам обитателей Враджи. Ручи - вкус, то есть естественная склонность, рожденная из сукрити (благочестия), прошлого или нынешнего. Сакха - друг (мальчик). Сакхи – служанки Шримати Радхарани во Вриндаване. Сакхья-раса (сакхйа-раса) - любовные дружеские отношения с Господом. Самбандха - взаимосвязь, взаимоотношения. Один из трех основополагающих принципов Учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Самбандха-гьяна (самбандха-гйана) - знание о взаимоотношениях между Господом, Его энергиями и дживой. Самбандха-рупа - преданное служение, украшенное рагой которое бывает двух видов: любовные отношения (кама-рупа), и отношения родственников (самбандха-рупа). Самбхога-раса - настроение наслаждения непосредственно с Господом Кришной. Самвит - энергия знания Господа, скрытая в дживах; через нее Господь являет Свою высшую Божественность и позволяет другим постичь ее. Самипья - один из четырех видов освобождения, признаваемых вайшнавами - тесное общение с Господом. Сампати-даса - стадия восстановления своей изначальной духовной сущности; наступает вслед за отделением себя от всех временных материальных обозначений и утверждением себя в духовной сущности. Самуткантха - горячее желание. Сарштхи - один из четырех видов освобождения, обретение богатства, равного богатству Господа. Саттвика-бхава — эмоции преданности, пробуждаемые чистыми духовными чувствами. Сварупа-шакти – внутренняя энергия Господа. Содержит самую суть энергии хладини и самвит. Соединяясь с блаженством и знанием души, создает необходимое для чистой спонтанной преданности умонастроение – бхакти-сварупам-шакти. Сваручи – естественное настроение как у Гопи. Сваршики – спонтанное явление непроявленных игр Кришны. Кришна являет лилы согласно месту и времени. Смарана-даса - стадия памятования; чистое памятование чувств расы рождает желание практиковать их. Снеха - переполненность любовью, полностью расплавляющая сердца до жидкости, на что указывают неудержимые обильные слезы. На этой стадии желание преданного видеть Кришну никогда не исполняется. "Става-мала" - сборник чудесных молитв Шрила Рупа Госвами. Стхайи-бхава - совершенное состояние длящегося чувства; то же, что рати. Сукрити – праведность, заслуги перед Вайшнавами, Бхагаваном и Его окружением, приходящие сознательно (джната-сукрити), или неосознанно (аджната-сукрити); предварительное условие для прихода шраддхи. Татастха - граница, на которой пара-шакти проявляет джива-шакти. Татастха-шакти - пограничная энергия Верховного Господа, состоящая из джив -индивидуальных душ, которые могут находиться под властью как внутренней, так и внешней энергии Господа. Уддипана - стимулы мадхура-расы. "Удджвала-ниламани" - санскритская поэма Шрила Рупа Госвами, воспевающая сокровенные игры Радхи и Кришны во Врадже. "Хари-бхакти-виласа" - санскритское сочинение Шрила Санатана Госвами, в котором детально представлена ритуальная сторона вайшнавской практики (в т.ч. поклонение Божеству в храме); считается проповеднический средством для привлечения умов смарта-брахманов к вайшнавской сампрадайе. Хладини-шакти - дающая блаженство внутренняя энергия Господа, олицетворяемая Шримати Радхарани. "Чайтанья-Бхагавата" – авторитетная биография Господа Чайтаньи Махапрабху (ранние года жизни), написанная на бенгали Вриндаваном дасом Тхакуром. Шавала - божественная энергия наслаждения. Шаранагати - безраздельное вручение себя Господу, которое выражается в шести качествах: смирении (даинья), полном самопожертвовании (атма-ниведана), отношении к Господу как к единственному покровителю и защитнику (гоптритве-варана), полной уверенности в покровительстве Кришны (авашйа ракшибе кршна), принятии всего благоприятного для преданного служения Господу (бхактй-анукула-матра), и отвержении всего неблагоприятного (бхакти-пратиклабхава). Швеччха-пурвика - склонность медитировать на игры Кришны, благодаря спонтанному вкусу. Шравана-даса - стадия слушания, на которой садхака, испытывающий влечение к брачной расе, получает наставления от осознающего, святого Гуру. Юкта-вайрагья (йукта-вайрагйа) — истинное отречение от привязанности к материальным объектам, используя все в служении Господу. Ютха-правеша — духовное ощущение вхождения в группу в своем вечном духовной теле на Голоке Вриндаване. Ютхешвари — руководительница одной из групп гопи. Шри Радха - любимая ютхешвари каждого. 0 Share this post Link to post