Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Как избежать оскорблений?

Recommended Posts

Site Admin

Как избежать апарадх и "апарадчиков"?

Share this post


Link to post
Zero

Тема "апарадх" одна из самых популярных в любой гаудия-вайшнавской организации. И это неслучайно. Нас учат отличать уровни преданных, чтобы относиться к преданным согласно их уровню (не общаться с демоничными людьми, сострадать и помогать младшим, дружить с равными, служить старшим). Узнав об этом, преданный начинает присматриватся ко всем, кто его окружает - кто они: демоны, неофиты, мадхьямы или уттамы?

Привычка оценивать уровни других людей приводит к тому, что преданные без конца судят и судачат о других, и когда нам что-то в ком-то не нравится, мы его с лёгкостью осуждаем. Осуждая, навешиваем ярлыки и поносим людей, которые стремятся придти к Богу и служат высшим идеалам.

Мой Гуру учит: "Никогда никого не критикуйте, не осуждайте, даже если этот человек действительно достоин порицания. Изменить человека может только его гуру. Мы обретаем качества того, о ком мы говорим. Вместо осуждения плохих людей, лучше прославляйте хороших. Выработайте в себе эту полезную привычку".

В многих лекциях он также говорил, что стремление критиковать и осуждать других людей характеризует тех, кто не достиг уровня уттама-бхакти. Это не означает, что раз мы не достигли уттама-бхакти, то нам можно совершать апарадхи, ибо это для нас естественно и, потому что нам падать и так уже некуда, все мы падшие.

Избавиться от оскорблений можно, перестав поддерживать в беседах темы обсуждения и осуждения кого-либо, надо искать настоящих садху и больше общаться с ними, больше читать и медитировать на биографии садху, больше следовать духовному процессу, который делает человека терпимым, смиренным, простыим и добрым, когда ум целиком устремляется к Кришне и лилам Кришны.

Профессор Преображенский (Собачье сердце) посоветовал перед едой не читать советских газет, чтобы не портить себе пищеварение. Помните, в ответ на реплику - так ведь других же нет! - он сказал: "Так никакие и не читайте!"

Этот принцип можно использовать и для освобождения от оскорблений. Больше общаться с благостными, добрыми людьми. Меньше посещать тусовки, где люди развлекаются критикой всех и вся.

Share this post


Link to post
Site Admin

Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада

Вопрос ученика: В чем различие между слабостью сердца и апарадхой?

Прабхупада: Слабость сердца и апаРадха совсем не равны. Хотя иногда слабость и приводит к апарадхе, но слабый клянёт свою каму (грех, вожделение) и апарадху (оскорбление). Слабый сердцем, хоть и знает всю мерзость греха и апарадхи, но пока не в силах совсем оставить их. Апарадхи же (настоящий оскорбитель) не видит в них ничего плохого. Он уверен: всё, что он делает, – хорошо, а настоящие Садху, по его мнению, заблуждаются. Слабый сердцем не принимает каму с доверием и влечением, он проклинает её. Поэтому он получает Милость Кришны, иначе её не обретешь.

Вопрос: У шаранагаты (полностью предавшегося воле Господа) всё будет благополучно?

Прабхупада: Обязательно. Мгновения, в которых мы – шаранагаты, – в эти мгновения к нам нисходит Благо. Благо – доверить всё Главному Хозяину. Когда и насколько мы не-шаранагаты, тогда и настолько мы в объятиях беды. Кришна не посылал нас страдать в этот мир. Злоупотребив своей свободой, мы, решив действовать сами, тем самым выбрали свою беду. Но если мы поверим Его всеблагому Слову, наша самодеятельная гордыня уйдёт навсегда; мы больше не будем строить из себя "героев кармы"; ради того, чтобы слушать Его Вани (Наставления), станем шаранагатами Его Стоп.

Вопрос: Что отличает шаранагату?

Прабхупада: Отречение от картритвы (самодеятельности; уверенности, что "от меня самого всё зависит"). Отречение от этого – признак шаранагаты. Перестать быть деятелем и поверить, что Кришна – Хранитель и Защитник – это суть Шаранагати. Предавшемуся не надо ничего "делать самому". Если пришла необходимость стать слугой Шри Вришабхану-нандини, всегда находясь под Её защитой, то никакая ничтожная гордость этого мира (самомнение) не найдёт места в нашем сердце. "Я принял прибежище у Кришны" – пока нет такого самосознания, Шаранагати, Ашройа нет. Результат – абхиман* "отца", "покровителя", "деятеля".

___________

* абхиман – отождествление себя с чем-то или кем-то.

Насколько я знаю, вайшнава апаРадха - поносить вайшнава, лгать про него, оскорблять его и так далее.

Писания и святые вайшнавы предостерегают против апарадх (оскорблений) любого вида, в первую очередь против вайшнава-апарадх, сравнивая их с бешеным слоном, который уничтожает духовную жизнь человека.

Мне интересны вот какие моменты:

1) Если вайшнав не является уттама-адхикари преданным (высшего порядка), то будет ли оскорбление такого человека также разрушительно влиять на духовную жизнь оскорбившего? Есть ли градации апарадх в соответствии с уровнем вайшнава, против которого совершаются?

2) Что есть вайшнава-апаРадха? Например, сегодня на одном околовайшнавком форуме я прочитал, что один человек пишет в насмешливой форме, что такой-то проповедник раньше был известен как человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Является ли это вайшнава-апарадхой и почему? Если он говорит правду и если лжет, будут ли последствия для него одинаковыми?

3) Обсуждать поступки руководства религиозной организации или отдельного проповедника не с целью опорочить его, а разобраться, - это апаРадха или нет? Можно ли это делать в критичной форме и публично?

Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати пишет в статье "Разница между грехом и апарадхой": "Апарадхи же (настоящий оскорбитель) не видит в них ничего плохого. Он уверен: всё, что он делает, – хорошо, а настоящие Садху, по его мнению, заблуждаются".

4) Является ли противопоставление своего мнения мнению садху апарадхой? Если это сделано в смиренной форме (в спокойном состоянии, в форме вопроса)? А в несмиренной (надменно)?

Share this post


Link to post
Zero

Если вайшнав не является уттама-адхикари преданным (высшего порядка), то будет ли оскорбление такого человека также разрушительно влиять на духовную жизнь оскорбившего?

Однажды страж порядка схватил вора в тот самый момент, когда тот ловко вытащил что-то из кармана прохожего.

Вор начал оправдываться: "Посмотрите, это всего-лишь коробок спичек! Я же не пачку денег у него украл.."

На это милиционер ответил: "Это неважно. Тебя посадят в тюрьму не за то, что ты украл коробок спичек,

а за что ты засунул руку в чужой карман."

Можно долго рассуждать о том, что ждёт этого вора, посадят его или нет и на какой срок, но... понятно, что воровство всегда остаётся воровством.. и желание вора воровать не пропадёт просто так.

Как только человек начинает испытывать удовольствие от критики и осуждения вайшнавов, у него начинает формироваться привычка /устойчивые желания/ делать это, и скоро ему будет всё равно, кого он оскорбляет, оскорбление других станет для него потребностью и смыслом его существования. Поступок рождает привычку, привычка формирует характер, характер определяет судьбу.

Шрила Гурудев, Шрила Б.В. Нараяна Махарадж, часто повторяет: "Никого никогда не критикуйте. Сфокусируйте свой ум на цели своей практики и на садхане. Жизнь коротка, не надо тратить её на то, что не приблизит вас к главной цели вашей жизни."

"Святое место пусто не бывает", говорят в народе. Если человек вместо того, чтобы "всегда думать о Кришне с любовью" (БГ 18.65), будет всегда думать о том, кого и как можно критиковать.. и какие последствия к нему за это придут, это не поможет ему прогрессировать в Кришна-бхакти. Надо всегда думать о Кришне и никогда о Нём не забывать. Наши ачарьи не относят критику вайшнавов и кого бы то ни было к ангам бхакти.. Наш приоритет - это совершенствоваться в ангах бхакти: шраванам, киртанам, смаранам - а всё остальное /нама-, сева-, гуру-, вайшнава-, джива-апарадхи/ надо избегать. В этом смысл наставления Рупы Госвами учиться контролировать побуждения речи (языка) и ума.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  

×