Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Бескорыстна ли любовь гопи к Кришне?

Recommended Posts

Site Admin

Насколько я знаю, любовь гопи к Кришне бескорыстна. Но также известно, что Кришна очень красив и обладает множеством привлекательных качеств.

Даже само имя Кришны означает:

krsi bhUr-vacakah zabdo naz ca nirvrti-sucakah |
tayor aikyaM paraM brahma krsna ity abhidhIyate ||

"Корень криш означает высшую привлекательность Господа, суффикс на означает высшее блаженство. Таким образом, имя Кришна означает Высший Брахман, в котором эти качества достигают своей вершины."

Так можно ли назвать любовь гопи к Нему в полном смысле бескорыстной? Любить за какие-то качества, разве это не корысть?

Share this post


Link to post
Zero

1.

Любовь гопи проходит несколько стадий развития;

Кришна сам учит их бескорыстию и чистоте отношений в любви.

Кришна говорит в "Бхагавад Гите", что 4 типа людей приходят к нему (1. те, кто ищут его покровительство; 2. те, кто в беде; 3. из любопытства; 4. желая получить знания), и каждый приходит к Кришне со свой корыстью, никого не интересуют желания самого Кришны. Сам Кришна считает это нормой. Кришна вовлекает их в практику бхакти и общение с чистыми бхактами, благодаря чему со временем эти люди очищаются от своих корыстных мотивов и сами становятся чистыми бхактами.

Гопи делятся на нитья-сиддх и садхана-сиддх; нитья-сиддхи-гопи вышли из тела Радхарани и никогда не имели корыстных интересов и желаний в отношении Кришны, они всегда живут только желанием доставлять Кришне радость. Садхана-сиддхи-гопи могут иметь некоторую корысть на начальных этапах отношений с Кришной, когда они рождаются во Врадже в одной из материальных вселенных. Ачарьи объясняют, что Кришна устраивает все свои лилы, в частности танец раса, чтобы достичь множество разных целей, в том числе - очистить садхана-сидх-гопи от анартх, сделать их любовь абсолютно чистой.

В книге "Према Сампут" Вишванатхи Чакраварти Тхакура описано, как Кришна учит гопи всем тонкостям, объясняя им, что характеризует настоящую чистую любовь. Кришна ни от кого не требует чистой любви к нему. В той же БГ (Бхагават Гита) Кришна говорит, что он каждому отвечает взаимностью. Но тот, кто дарит Кришне максимально чистую любовь, получает в ответ максимальную расу.

Гопи - махабхава. Кришна - расарадж. Кришна дарит расу. Чем сильнее и выше бхава, тем больше расы. Но Кришна "не торгуется", он не устраивает "обмен дашь на дашь". Он только отвечает взаимностью. И те, кто проявляют особые бхавы по отношению к нему, видят особую расу, которую не может видеть никто другой. Радхарани получает от Кришны то, что он не даёт больше никому. Потому что только Она даёт ему то, что не может дать ни одна другая девушка.

2.

Когда гопи достигают тадатмия-бхавы с Кришной, т. е. они начинают испытывать всё то, что испытывает Кришна, они полностью забывают "про себя" и живут только его желаниями и интересами. Это значит, что они стремятся сделать так, чтобы Кришна получил максимум счастья от общения с ними, не думая, что они получат взамен. Они забывают о принятых в обществе нормах поведения, о своём долге по отношению к родственникам и тд, они поглощены созерцанием эмоционального состояния Кришны.

Наиболее полное бескорыстие и высшая чистота любви гопи к Кришне проявляются у манджари Радхарани. Они настолько глубоко прониклись пониманием желаний Кришны, что всегда знают, что именно обрадует Кришну больше всего. Они дарят ему только то, что доставит ему максимальное счастье, поэтому они устраивают встречи Кришны с Радхарани. Если проследить по описаниям ашта-калия-лилы, то в течение дня Радха и Кришна расстаются лишь на короткие промежутки времени. Но сила их переживаний в разлуке такова, что им кажется, что они не видели друг друга вечность. Радха и Кришна - это две формы одной сварупы, и они очень тяжело переносят разлуку. Только манджари видят Радху и Кришну как в страданиях разлуки, так и в минуты их высшего счастья во время их встреч наедине. Зная Радху и Кришну лучше всех, манджари живут только их интересами, зная, как сделать их обоих счастливыми.

3.

Насчёт красоты Кришны и отношения к ней гопи...

Когда гопи после долгой разлуки пришли на встречу с Кришной на поле Курукшетра во время солнечного затмения, гопи не могли встретиться с Кришной открыто, как это делали все остальные враджаваси. Гопи весь день ждали Кришну в громадном шатре. Ближе к ночи Кришна пришёл к ним. Гопи умирали. Он вошёл в шатёр, и, увидев в каком состоянии были гопи, от боли Кришна потерял сознание. Когда он пришёл в себя и сказал им, что вот он пришёл к ним, гопи повернулись к нему на звук его голоса.. но не увидели его сквозь пелену слёз, застилавших их глаза. Тогда Кришна, как в танце раса, одновременно подошёл к каждой гопи и начал нежно вытирать им слёзы. И вдруг все гопи одновременно опустили головы. "Куда пропала твоя красота?" - шепотом спросили гопи. В Двараке Кришна не столь красив, как во Врадже. Гопи разговаривали с ним, не поднимая глаз. Они слышали его ответы, слышали, с какой нежностью он отвечает им, но они не могли видеть перед собой другого Кришну, не того, каким они навсегда запомнили его во Вриндаване...

Это не значит, что Кришна в Двараке был уродлив или не красив... В Двараке Кришна не был так счастлив, как во Вриндаване. И Гопи мгновенно увидели это. Им стало больно от того, что Кришна не испытывает сейчас такого счастья, как когда он играл с ними во Врадже. Поэтому они опустили глаза. Для гопи высшая красота Кришны - это когда он абсолютно счастлив. И видеть его несчастным для гопи невыносимо, это хуже смерти.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  

×