Jump to content
Sign in to follow this  
Zero

Имперсонализм - персонализм

Recommended Posts

Zero

Я заглянул в книги Шрила Прабхупады, в них часто встречается тема превосходства личного аспекта Бога в форме Шри Кришны над его же аспектами Брахмана и Параматмы. Например, этот вопрос подробно разбирается в книге "Царь всего знания". Прабхупада цитирует в основном Бхагавад Гиту, Шримад Бхагаватам, Брахма Самхиту и Упанишады. Копировать сюда большие блоки из его книг я не вижу смысла, можно просто взять книги и прочитать.

Хотелось бы поделиться мыслями на эту тему. Всё пронизано Брахманом, который не проявляет ни своих желаний, ни воли, ни сознания, он подобен безбрежному океану, в котором всё пребывает. Находясь в нём, мы, однако, не вступаем ни в какие отношения с Брахманом, потому что, будучи безличным, он НЕ обладает способностью иметь и развивать с кем-либо какие-либо отношения. В этом ограниченность возможностей Брахмана, и в этом он уступает двум другим аспектам Бога - Параматме и Бхагавану.

Присутствуя везде, Параматма, с одной стороны, обладает качествами Брахмана (всепроникающий аспект), но превосходит Брахман, так как Параматма проявляет личное сознание, волю. Она - свидетель всего происходящего, она способна вмешиваться в любые события, управлять ими, давать или не давать свою санкцию и тд. Это говорит о превосходстве Параматмы над Брахманом - её воле подчинены все процессы.. Но, с другой стороны, Параматма существует только в материальных мирах. В духовных же мирах Параматмы нет. Это уже говорит о её ограниченности. Почему её нет в духовных мирах?

Параматма уступает Бхагавану, который по своему желанию может проявиться в любой точке пространства. Духовные миры в любом отношении превосходят материальные. Кто же является центральной фигурой в духовном мире? Бхагаван. Параматма уступает Бхагавану в способности любить.

Бог есть любовь

Кто же в высшей степени проявляет любовь в своих отношениях с бесчисленными живыми существами?

Это Бхагаван, высший личный аспект Бога.

Любовь - высшее проявление сознания. Любовь побуждает каждого делать что-то полезное для того, кого он любит, ограждая его от всех неприятностей и проблем. Брахман не обладает способностью любить и заботиться о ком-либо. Применимо ли в таком случае к нему формула "Бог есть любовь?" Конечно, нет.

Что касается Параматмы, то она, хотя и способна вмешиваться в процессы, но она действует равнодушно, не из любви, а из стремления удерживать во всём баланс. Параматма обеспечивает воздание, действие законов кармы. Поэтому Параматма равнодушно (без любви) взирает на счастье и несчастье всех живых существ. И в этом Параматма уступает Бхагавану.

Только Бхагаван является высшим проявлением любви (ибо Богу никто ни в чём не равен, в том числе и в его способности любить). Бхагаван проявляет сострадание и милость, действуя порой наперекор своим собственным законам ради счастья своих возлюбленных преданных, они - объекты его милости и любви. Из-за любви Бхагван делает для них невозможное возможным. Любовь побуждает Бхагавана действовать изобретательно, активно вмешиваясь в процессы, творя чудеса, и принося при этом самому Бхагавану неизмеримое счастье заботиться о тех, кого он любит и кто любит его.

Знание о превосходстве Бхагавана над Параматмой и Брахманом становится особенно важным для тех, кто испытывает потребность развить ЛИЧНЫЕ отношения с Богом. Тот, к кому приходит любовь к Богу, стремится любить его, заботиться о нём, дать Богу то, что сделает его счастливым. Любящие Бога люди сфокусированы на его личном аспекте, стремясь к обмену с ним чувствами, стремясь к общению с Богом. Благодаря этому существуют разные расы или типы оношений с Богом. Наличие этих рас говорит об избирательности Бога, о его внимании к каждому живому существу, которое вступает с ним в личные отношения. Бхагаван прекрасно видит отличия и отвечает каждому сообразно индивидуальным особенностям каждого.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×