Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Явление Шри Чайтанья Махапрабху

Recommended Posts

Site Admin

Не было среди людей и никогда не будет никого более милостивого, чем Шри Чайтанья Махапрабху, ибо Он хотел только одного - сделать всех людей счастливыми. Цель начатого Им движения санкиртаны заключается именно в том, чтобы принести людям счастье. (Бхактиведанта Свами Прабхупада, комментарий к Чайтанья-Чаритамрите, Ади-лила, гл. 9, стих 45)

gallery_1_39_5083687.jpg

"Согласно священным писаниям, у истоков этой древнейшей духовной традиции стоит Сам Верховный Господь Кришна, поведавший Бхагавад-гиту 5 тыс. лет назад. Однако начало Движению сознания Кришны в том виде, в каком оно существует сейчас, положил 500 лет назад Шри Чайтанья Махапрабху, великий святой и религиозный реформатор XVI в. Он родился в 1486 г. в Бенгалии. Организованное им массовое духовное движение захлестнуло всю Индию. Приход Шри Чайтаньи стал, по существу, духовной революцией.

"В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит о варнашраме - системе деления общества на четыре класса: интеллектуалов, правителей-воинов, предпринимателей и рабочих. Кришна объясняет, что принадлежность человека к тому или иному классу определяется его индивидуальными качествами и наклонностями. В современной индийской кастовой системе принадлежность человека к той или иной касте определяется его происхождением, что не имеет ничего общего с ведической традицией. Это на руку лишь выходцам из аристократических семей, которые пользуются льготами своего высокого положения и хотят оградить себя от критики и конкуренции. Из ведических источников ясно, что кастовая система противоречит институту варнашрамы, каким его дал Господь Кришна.

Шри Чайтанья выступил против несправедливостей кастовой системы. Он принимал представителей любой религии, касты и национальности. Эта традиция свято хранится в Движении сознания Кришны, что побуждает некоторых защитников кастовой системы обвинять его в чужеродности индийской культуре. Большинство индийцев, однако, признают его как вполне соответствующее древним ведическим канонам.

"Шри Чайтанья учил, что высшая цель жизни человека - пробудить в своем сердце дремлющую любовь к Богу. Он провозгласил пение имен Бога самым действенным и доступным средством самоосознания в нашу эпоху. Известный востоковед Борис Фаликов сравнивает Шри Чайтанью с его европейским современником, великим немецким религиозным реформатором Мартином Лютером: Как и Лютер, Чайтанья считал, что пламенная вера в Бога важнее для спасения, чем совершение богоугодных ритуальных действий; как и Лютер, он обратился с проповедью непосредственно к народу, минуя посреднические функции жрецов-брахманов; как и Лютер, он стремился сделать священные тексты доступными, проповедуя на местных диалектах (Континент № 89, 1996).

Ученики и последователи Шри Чайтаньи по его указанию написали множество книг по философии сознания Кришны. Движение, начатое Шри Чайтаньей, утвердилось во многих государствах Индии (нынешних штатах) и, прежде всего, в Бенгалии и Ориссе. Новый толчок ему дал Бхактивинода Тхакур (1838-1914), известный ученый и общественный деятель Индии. Его сын, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами (1874-1937), ставший духовным учителем А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады, продолжил дело своего отца, основав разветвленную сеть храмов в Южной и Юго-Восточной Азии и вдохновив своего ученика Шрилу Прабхупаду распространить сознание Кришны по всему миру.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×