Jump to content
Sign in to follow this  
Zero

Правильные вопросы, совершенные ответы

Recommended Posts

Zero

italymorn.jpgШрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Беседа во время утренней прогулки

22.09.2008 г., Одесса, Украина.

Шрипад Неми Махарадж: Во время вчерашней прогулки мы обсуждали, как в Гамбхире Шри Чайтанья Махапрабху испытывал маданакья-маха-бхаву. Мы говорили о том, как Его тело сильно удлинялось, а иногда оно становилось как тыква.*[см. сноску 1] В «Чайтанья Чаритамрите» описано, что в такие моменты Шри Чайтанья Махапрабху видел, как Радха и Кришна шли к пещере на Говардхане. Похоже, Он видел Шри Радху и Кришну вместе.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Шри Чайтанья Махапрабху иногда видел это, но не всегда. Он видит, как Радха и Кришна встречаются и как Они не могут встретиться, Он видит большое разнообразие игр. Чаще всего Он находится в Радха-бхаве, иногда в гопи-бхаве и порой в манджари-бхаве. Всё это трудно объяснить, и поэтому Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описывает их лишь коротко.

Что касается нас, то мы не слышали, как все эти симптомы проявляются у Шримати Радхики. Поскольку это симптомы маданакья-бхавы, изначально они проявлены у Шримати Радхики. Напрямую это нигде не описано, но об этом кратко упоминается в «Хамсадуте» и других книгах.

Шрипад Мадхава Махарадж: В виде намёков.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Но для развития нашего бхакти недостаточно просто обсуждать эти темы. На начальной ступени важно знать принципы бхакти и следовать им. Что вначале?

Шрипад Неми Махарадж: Вначале приходит шраддха. Адау шраддха татах садху санго 'тха бхаджана-крия

("Вначале приходит вера. Тогда к человеку приходит интерес к общению с чистыми преданными. Затем он получает инициацию у духовного учителя и следует под его руководством регулирующим принципам. Так человек освобождается от всех нежелательных привычек и полностью сосредотачивается на преданном служении. Затем он развивает вкус и привязанность. Таков путь садхана-бхакти, практики преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Постепенно его чувства усиливаются и, наконец, пробуждается любовь. Таков путь постепенного развития любви к Богу для преданных, желающих обрести сознание Кришны." Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.15–16)

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Какая шраддха, вера?

Шрипад Неми Махарадж: Парамартхика-шраддха, трансцендентная вера. Обладающий такой верой считает: "Кришна – Верховная Личность Бога, я связан с Ним через моего Гурудева."

Шрила Нараяна Госвами Махарадж:

шраддха-сабде-вишваса кахе судридха нишчая

кришне бхакти кайле сарва-карма крита хайа

(«Совершая трансцендентное преданное служение Шри Кришне с любовью, человек автоматически выполняет все прочие свои обязанности. Эта сокровенная, твёрдая вера, побуждающая совершать преданное служение, называется шраддха» Чайтанья Чаритамрита, Мадхья, 22.62)

Что означают эти слова?

Шрипад Неми Махарадж: Это твёрдое убеждение в том, что «если я буду совершать бхакти Кришне, то все мои второстепенные обязанности будут также выполнены».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это второстепенный признак шраддхи, он не главный. А какой главный?

Шрипад Мадхава Махарадж: кришна сева-васана. Желание служить Кришне является главным признаком шраддхи, а другой - второстепенным.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: У вас есть ещё вопросы? Шьямарани вчера на лекции говорила об Амбарише Махарадже?

Шрипад Мадхава Махарадж: Нет, не хватило времени. Вчера выступали трое преданных: Шроти Махарадж, Триданди Махарадж и Падманадха Махарадж.

Шрипад Гири Махарадж: Шрила Гурудев, есть две внутренние и две внешние причины прихода Шримана Махапрабху…

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Есть две главные и две второстепенные причины. Каковы второстепенные?

Шрипад Гири Махарадж: Первая – распространить рага-марг, практику рагануга-бхакти. Вторая –установить юга-дхарму (религиозный процесс для данной эпохи), воспевание святого имени.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: А каковы главные причины?

Шрипад Гири Махарадж: Первая – исполнить желание Кришны, который хотел насладиться тремя настроениями Шримати Радхики. А вторая – исполнить просьбу Адвайты Ачарьи, которую он изложил в своих молитвах.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Ты знаешь о нага-патни, жёнах змея Калии?

Они так молились Кришне:

касйанубхаво 'сйа на дева видмахе

тавангри-рену-спарасадхикарах

йад-ванчхайа шрир лаланачарат тапо

вихайа каман су-чирам дхрита-врата

(«О, Господь, мы не знаем, как змей Калия обрёл великую милость, что пыль с Твоих лотосных стоп коснулась его. Ради этого богиня удачи веками совершала аскезы, оставив всё и дав суровые обеты». Шримад Бхагаватам, 10.16.36)

Шрипад Падманабха Махарадж: Нага-патни – это жёны змея Калии.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Сколько у него было жён?

Шрипад Падманабха Махарадж: В наших книгах об этом не сказано.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: У него тысячи жён, но одна из них главная.

Шрипад Падманабха Махарадж: Когда Кришна подчинил себе змея Калия, танцуя на его головах, Калия был уже без сил и умирал. В этот момент пришли нага-патни и начали молиться Кришне.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Почему они не пришли молиться раньше? Почему они пришли в самом конце, когда из горла Калии уже лилась кровь?

Прем Прайоджан дас: Вначале Калия сражался против Кришны; у него не было шаранагати (настроения предания себя). Поэтому его жёны подумали: «Будет лучше, если наш супруг умрёт, потому что он непреданный». Но когда Кришна стал топтать голову Калии ногами, змей проявил некоторое смирение. Увидев это смирение, его жёны подумали: «О, возможно, он сможет стать преданным». Тогда они начали просить Кришну о милости к их супругу.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Почему они просили Кришну не убивать и простить его?

Шрипад Неми Махарадж: Они увидели, что он понемногу становится предан Кришне. По этой причине они хотели, чтобы Кришна одарил его своей милостью.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вы сможете продолжить?

Шрипад Падманабха Махарадж: Они подумали: "Может, теперь он станет чистым преданным". Сами они были вайшнави. И теперь они хотели спасти его.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Почему?

Шрипад Мадхава Махарадж: Нага-патни сначала молились Кришне, желая стать вдовами, но теперь, когда Калия предался, они подумали: «Мы женщины, мы не настолько сильны физически. Если супруг нас оставит, то может придти другой сильный змей, и он уничтожит наше целомудрие. Хорошо, что наш супруг сейчас предался (Кришне). Если он будет жить с нами, наше целомудрие будет под защитой, и мы сможем вместе совершать бхаджан (поклоняться Богу)».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вы поняли?

Преданные: Да.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Нага-патни молились: касйанубхаво 'сйа на дева видмахе. Что это значит?

Шрипад Падманабха Махарадж: Они не могли понять, почему так повезло Калии, что он на свою голову получил пыль со стоп Кришны. Почему он получил такую милость от Кришны, хотя даже Лакшми-деви не могла обрести её своими суровыми аскезами? Почему Лакшми-деви не получила такую возможность, а этот змей, будучи таким греховным, каким-то образом получил её? Они пытались понять, какие благочестивые поступки он совершил в своих прошлых жизнях, чтобы получить такое благословение.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Вы можете рассказать, какие аскезы он совершал в своих прошлых жизнях?

Шрипад Дамодар Махарадж: В своей предыдущей жизни Калия был царём. Когда в его царстве перестали идти дожди, он спросил брахманов, что следует делать. Они сказали, что ему следует совершить поклонение садху, святому, который жил в одном месте под деревом. Этот садху был болен проказой, но брахманы не сказали царю об этом. Они просто сказали: «Сделав это, Вы уничтожите свои грехи, и дожди пойдут». Царь пришёл к тому садху, принеся с собой воду, чтобы омыть его стопы. Увидев, что садху прокажённый, омывая стопы садху, он думал: «Я не могу выпить эту воду». Закончив ритуал, царь вместо того, чтобы пить эту воду, вылил её себе на голову. Тогда садху сказал: «Ты завистлив, как змея. Хотя внешне ты ведёшь себя как добропорядочный человек, в твоём сердце скопилось так много яда. Поэтому я проклинаю тебя, и ты станешь змеёй. Но поскольку ты принял от меня чаранамриту на свою голову, я благословляю тебя, сам Всевышний Господь будет танцевать на твоей голове».

Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Санатана Госвами объяснил это в своём комментарии «Брихад-вайшнава-тошани».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: А Вы знаете другие подробности этой лилы?

Шрипад Дамодар Махарадж: Змей Калия получил милость Гаруды. Гаруда одарил его милостью, прикасаясь к нему, сражаясь с ним, и, в конце концов, благодаря Гаруде, Калия поселился во Вриндаване.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это следует обсудить подробнее. Если даже человек относится к вайшнаву как к своему врагу, от этого вайшнава он всё равно получит благословение. Вайшнав добр ко всем, милостив ко всем, его милость беспричинна.

Шрипад Мадхава Махарадж: Нет разницы между благословением вайшнава и его проклятием.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Гаруда относится к вайшнавам высшего уровня. Если вы дружите с тем, кто ищет лишь наслаждений, кто привязан к противоположному полу или с тем, кто против бхакти, общение с таким «другом» станет причиной вашего падения, вы отправитесь в ад. С другой стороны, того, кто враждебно относится к чистому вайшнаву, ждёт примерно то же, что произошло со змеем Калией.

Есть другой важный момент в этой связи: Калия был во Вриндаване, живя на острове в реке Ямуне, в течение долгого времени. Он жил там много юг, десятки тысяч лет. И он вышел из озера, когда Кришна прыгнул в воды Ямуны. Шастры утверждают, что любой, кто проведёт хотя бы одну ночь в Матхура-мандале, имеется ввиду во Враджа-мандале, обретёт бхакти. Поскольку Калия жил там в течение многих юг, это не могло не дать свои плоды.

Есть ещё кое-что. Как Калия получил такую милость? Лакшми мечтает, чтобы Шри Кришна поставил свои лотосные стопы на её голову; Брахма и Шанкара также желают этого, но им не удаётся получить такую милость от Кришны. С другой стороны, несмотря на то, что Путана была враждебно настроена к Кришне и пришла убить его, Кришна дал ей освобождение и положение своей кормилицы на Голоке; не сразу, но в её следующем рождении. Однако змей Калия получил милость Кришны сразу.

Я объяснил значение этой игры Кришны со змеем Калия, значение её очень глубоко, чтобы вы знали все эти истины.

Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Санатана Госвами дал также такое объяснение: Калия покинул Врадж, двигаясь по реке, а не по дороге. Почему? У него было много жён и детей. На людей вид змей обычно наводит страх. Если бы Калия со всей семьёй двинулись по дороге, это напугало бы всех жителей деревни.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Калия жил со своими жёнами в Калия-дахе, на озере Калии. Они не могли жить в воде, и там был остров, на котором они жили. В земле того острова они устроили свои норы, там и жили Калия и его семья.

Остров находился посередине озера, и когда Кришна прыгнул в Ямуну, уровень воды в озере поднялся настолько, что вода затопила нору Калии. Разгневанный Калия вышел навстречу Кришне, желая сразиться с ним и крича: «Кто это такой?»

Шрипад Дамодар Махарадж: Гурудев, почему Кришна убил Путану, Агхасуру, Бакасуру во Вриндаване, но Калию и всех его жён Кришна прогнал жить на острова Фиджи? Это не выглядит как проявление особой милости.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Если бы Калия остался жить в своём озере во Вриндаване, даже если бы вода там стала чистой, все вайшнавы испугались бы идти туда; никто бы не пошёл туда пользоваться этой водой.

Более того, Кришна не прогнал его в ссылку. Отношение Кришны было иным. Кришна поставил свои стопы на голову Калии и сказал: «Гаруда больше не будет нападать на тебя». Следы стоп, которые Кришна оставил на голове Калии, были как штамп визы в паспорте.

Шрипад Падманабха Махарадж: Вы сказали, что даже если человек будет враждебно относиться к вайшнаву, то вайшнав одарит его своей милостью. Но в писаниях…

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Например, Нарада Риши – махабхагавата, великий вайшнав, он проклял Налакуверу и Манигриву. Что произошло потом? В конец концов они поняли, что это было не проклятие, а благословение. То, что назвали проклятием, на самом деле было его беспричинной милостью.

Подобным образом Калия понял, что он получил беспричинную милость Кришны и Гаруды, поэтому он молился Кришне: «Сейчас я понял, что Гаруда не был моим врагом, несмотря на то, что я враждебно относился к нему. Твоё благословение, когда Ты поставил Свои стопы на мою голову, я получил только благодаря милости Гаруды».

Шрипад Падманабха Махарадж: В писаниях утверждается, что очень и очень опасно совершать оскорбление вайшнава, особенно оскорбление великого вайшнава. Шастры объясняют, что такое оскорбление разрушает лиану преданности (бхакти-лату).

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да, в шастрах это сказано. С другой стороны, хотя Камса вёл себя враждебно по отношению к Кришне, в конце он получил освобождение, также как и Путана, Агхасура и Бакасура.

Бхакти-лата того, кто умышленно оскорбляет махабхагавата-вайшнава, будет разрушена. Но если оскорбление совершено по невежеству, это оскорбление не так значительно и поэтому реакции на него будут тоже меньше. Эти демоны не знали, что совершают оскорбления, они также не знали о том, какие должны последовать реакции.

Шрипад Мадхава Махарадж: Камса был всегда погружён в размышления о Кришне, Кришна ему даже снился.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Таким же был и Равана. Он не был оскорбителем. Он спутник Господа. Он пришёл в этот мир только для того, чтобы исполнить желание Господа.

Шрипад Мадхава Махарадж: Он всегда думал о Раме.

Шрипад Триданди Махарадж: Вайшнав ни к кому не относится враждебно.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это верно. Юдхиштхира Махарадж, обращаясь к Дурьодхане, что значит «злой воин», звал его «Суйодхана», «добрый воин».

Шрипад Мадхава Махарадж: А Духшасану он называл «Сухшасана».

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Юдхиштхира никогда не считал Дурьодхану своим врагом. Он говорил другим: "Нас сто пять братьев (пять Пандавов и сто Кауравов, возглавляемые Дурьодханой)." Но, кстати, Арджуна так не считал. Он хотел убить Дурьодхану и его армию.

Шрипад Падманабха Махарадж: Но если вспомнить Дурвасу Риши, для него единственным способом освободиться от реакций на его оскорбление было прямое обращение к Амбарише Махараджу, он должен был просить прощения у вайшнава. Поэтому когда кто-то совершает тяжёлое оскорбление вайшнава, он должен просить у него прощения.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Дурваса лишь сделал вид, что оскорбил Амбаришу Махараджа. Дурваса – инкарнация Шивы; Шива не может совершить никаких оскорблений. Дурваса просто захотел прославить Амбаришу Махараджа, он хотел, чтобы мир узнал о славе преданного.

Шрипад Падманабха Махарадж: И всё же, принцип таков, что если кто-то совершил вайшнава-апарадху, он должен придти к этому вайшнаву и просить у него прощения, иначе этого человека ждёт гибель.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: В моей деревне жил один вайшнав. Как только кто-то произносил имя Рамы, он хватался за палку и гнался за ним, угрожая палкой. Зачем он делал это? Он думал: «Делая так, я заставляю людей думать о Раме, ведь они произносят имя Рамы, лишь чтобы разозлить меня». Это была его уловка, он вовсе не был против Рамы.

Наши обсуждения на утренних прогулках надо издать в форме книги. (Обращаясь к Шрипаду Падманабхе Махараджу: ) Вы что-нибудь сделали для этого? Если нет, то Вы не сможете быть мне полезны. (Ко всем преданным: ) Я хочу, чтобы в будущем наши беседы на утренних прогулках были изданы отдельной книгой, для того чтобы все могли узнать истины, которые мы обсуждали.

Шрипад Мадхава Махарадж: Наподобие книги "Совершенные вопросы, совершенные ответы."

*1 – эта лила описана в «Чайтанья Чаритамрите», Антья-лила 17.15-28

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×