Jump to content
Sign in to follow this  
Zero

Кришна о глупых и умных людях, у кого больше шансов достичь успех в бхакти?

Recommended Posts

Zero

Шри Кришна сказал в "Бхагават Гите", что Он равно относится ко всем живым существам, но в то же время во всех писаниях, в частности в "Бхагават Гите", Он постоянно противопоставляет глупых и умных людей:

О глупых людях: 

"Тот, кто внешне изображает отречение, но постоянно думает об объектах чувств, является глупцом (вимудха-атма) и притворщиком". (Бхагават Гита 3.6).

"Глупые (мудхах) люди никогда не предаются Мне". (Бхагават Гита 7.15)

"Глупые (алпа-медхаса) люди поклоняются полубогам,... И попадают на планеты полубогов". (Бхагават Гита 7.23).

"Глупые (абуддхайах) люди считают, что раньше Я не был личностью, а теперь стал ею". (Бхагават Гита 7.24).

"Я никогда не являю себя глупцам (мудхах) и невеждам (локах)". (Бхагават Гита 7.25)

"Глупые (мудхах) люди смеются надо мной, когда я прихожу в материальный мир в облике человека". (Бхагават Гита 9.11).

"Глупые (вимудхах) люди не знают, как душа наслаждается телом, и как она покидает тело". (Бхагават Гита 15.10).

"Веря, что Бога, который управляет миром, не существует, глупые (алпа-буддхайах) люди поглощены греховной деятельностью, ведущей к разрушению мира". (Бхагават Гита 16.9).

"Снова и снова рождаясь среди демонов, глупые (мудхах) люди не могут приблизиться ко Мне. Постепенно они опускаются всё ниже и ниже". (Бхагават Гита 16.20).

"Глупые (мудха) люди совершают аскезы в гуне невежества, занимаясь самоистязанием, либо причиняя вред и гибель другим". (Бхагават Гита 16.20).

"Глупец (дурматих) считает себя единственным исполнителем действий, он не способен видеть вещи такими, как они есть". (Бхагават Гита 18.16).

О разумных людях: 

В Бхагават Гите (главы 2, 3 и др.) Кришна называет бескорыстную деятельность "буддхи-йога", деятельностью разумныхлюдей.

"Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным (буддхи-ман) среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью". (Бхагават Гита 4.18).

"Разумный (будхах) человек сторонится материальных удовольствий, ибо они являются источниками страданий. У материальных удовольствий есть начало и конец, поэтому мудрец не интересуется ими". (Бхагават Гита 5.22).

"Тем, кто служит (бхаджатам) мне с любовью (прити), Я даю разум (буддхи-йогам), который помогает им придти ко Мне". (Бхагават Гита 10.10).

"Я открыл тебе самую сокровенную часть Вед. Тот, кто сумеет постичь её смысл, станет разумным (буддхи-ман), мудрым и достигнет совершенства". (Бхагават Гита 15.20).

В 6 главе Бхагават Гиты Кришна подробно объясняет роль ума:

"С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать в низшие формы жизни. Для того, кто обуздал свой ум, ум стал лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум стал злейшим врагом". (Бхагават Гита 6.5-6 и далее до конца 6 главы).

Это цитаты только из одной Бхагават гиты!

Стоит отметить особую благосклонность и внимание Кришны к мудрецам – муни, риши и раджариши. Если бы для Кришны было неважно, умный человек или глупый, зачем Он так много говорит об этом?

Что Вы об этом думаете?

Share this post


Link to post
Site Admin

Бхагават Гита 15.10 с комментарием Бхактиведанта Свами Прабхупады:

Глупцы не могут понять, как /каким образом/ живое существо оставляет материальное тело и каким телом он будет наслаждаться, находясь под влиянием трех гун материальной природы. Но тот, кто обрел знание и чьи глаза открыты, ясно видит все это.

КОММЕНТАРИЙ: Очень важным в данном стихе является слово джнана-чакшушах. Люди, лишенные знания, не могут понять ни того, как живое существо оставляет свое нынешнее тело, ни того, какое тело оно получит в следующей жизни, но даже того почему сейчас оно находится в том или ином материальном теле. Чтобы понять все это, необходимо обладать знанием, получить которое можно из "Бхагавад-гиты" и других священных писаний, слушая их в изложении истинного духовного учителя. Тому, кто обрел это знание, необыкновенно повезло. Каждое живое существо оставляет материальное тело в определенных обстоятельствах, он живет в определенных обстоятельствах и в определенных обстоятельствах наслаждается жизнью под влиянием трех гун материальной природы. Порою оно испытывает счастье, а порою страдает, но, пребывая в иллюзии, продолжает считать себя наслаждающимся. Люди, которых постоянно водят за нос вожделение и желания, теряют всякую способность понять, как они меняют тела и почему находятся в том или ином материальном теле. Это выше их возможностей. Однако те, кто обрели духовное знание, видят, что душа отлично от тела и, меняя тела, она по-разному наслаждается в каждом из них. Человек, обладающий знанием, понимает также, почему и как живое существо страдает, находясь в материальном мире. Те, кто достиг высших ступеней сознания Кришны, не жалея сил, стараются передать это знание обыкновенным людям, которые так сильно страдают, ведя обусловленное существование. Они должны раз и навсегда покончить с ним, обрести сознание Кришны и, вырвавшись из материального плена, вернуться в духовный мир.

Если человек не имеет духовного знания, он не может отличить себя, своё я, от материального тела. Следовательно, взаимодействия гун, благодаря которым это тело движется, живет и наслаждается, он принимает за свои желания, что еще больше запутывает его. Душа энергетически находится между духовным миром и материальным миром. Если сознание сконцентрировано лишь на материальном мире, человек вряд ли способен продолжительное время пребывать счастливым. Отсюда и борьба за выживание, и мировые несчастья, войны. Но избавиться от обусловленности не так уж и просто, на самом деле.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×