Jump to content
Sign in to follow this  
Zero

Дхарма души, главное свойство души - любить

Recommended Posts

Zero
Quote

Дхарма нищего - быть нищим. Дхарма атеиста - быть атеистом. Не нужно наивно полагать, что твоя личная дхарма - любить.

Ведические писания говорят о том, что есть дхармы временные (которые относятся к временному материальному телу) и вечные (которые относятся к вечной душе и вечному духовному телу). Господь Кришна в стихе 18.66 "Бхагавад Гиты" призывает оставить все (временные) дхармы и просто предаться Ему (а это - вечная дхарма).

Нищий человек или богатый, теист или атеист, находится душа в теле человека, животного или растения - всё это временные внешние формы воплощённой души, которые могут меняться от одной жизни к другой (или от одного её воплощения к другому). Согласно Ведам, душа - вечная, она была всегда и будет всегда.

Дхарма - в одном значении это "деятельность", прежде всего - следование правилам и предписаниям священных писаний, но в другом значении это то характерное свойство, без которого любой объект перестаёт быть самим собой. Так дхарма воды - течь, дхарма солнца - светить и тд.

Текучесть - это главный признак воды. Если вода теряет это свойство (при охлаждении или нагреве), то это уже не вода, а лёд или пар соответсвенно... Но стоит воде вернуться в её обычное естественное состояние, и она опять начнёт течь, к ней как бы "вернётся" её дхарма.

Вайшнавы считают каждое индивидуальное живое существо - духовной душой. Духовной, потому что душа нематериальна. Всё духовное существует вечно. Поэтому каждое живое существо - вечное. И главное свойство души - любить. Она живёт любовью. Высшим объектом любви для всех душ является Бог. Эту потребность души реализуют в материальном мире, направляя свою любовь на разные объекты и получая страдания от разочарований. Это происходит, потому что вечным объектом любви для всех душ является Всевышний Господь, но здесь он недоступен материальному взору.

Share this post


Link to post
Site Admin

Что важнее, следовать ведическим предписаниям, или сохранять свое характерное свойство?

Share this post


Link to post
Zero

Вместе с материальным телом каждая душа (живое существо) получает "ложное эго", это отдельная ментальная оболочка, заставляющая каждую душу отождествлять себя с телом, в котором она находится. Все души имеют одну духовную природу, но попадая в разные тела, они считают себя соответственно кто деревом, кто птицей, кто животным, кто человеком и тд. Душа, оставив тело птицы и получив в след. воплощении тело собаки, будет считать себя собакой и вести себя как положено собаке.

Общество людей неоднородно. Люди различаются по возрасту, полу, социальному положению, профессии и тд. Веды описывают разные виды дхармы для каждой категории людей. Так дхарма детей - слушаться своих родителей. Дхарма родителей - кормить и воспитывать своих детей. Дхарма воина - защищать родину. Дхарма врача - лечить больных. Всё это временные виды дхармы. Потому что возраст человека меняется, меняется его социальное положение, человек может менять профессии и тд. Поэтому со сменой положения у человека меняется и дхарма.

Все виды дхармы, имеющие отношение к телу, временные. Но само живое существо, душа, является вечным. И у души есть своя дхарма. Она вечная. Смысл и цель духовной практики - осознать себя душой и, осознав свою вечную дхарму, следовать ей.

Вопрос "Что важнее, следовать ведическим предписаниям, или сохранять свое характерное свойство?" не совсем корректен, потому что веды описывают все виды дхармы, как для тех, кто считает себя телом, так и для тех, кто осознал себя вечным живым существом. У этих двух категорий разное самоосознание и соответственно - разные дхармы, цели и пути. Но что для нас важнее: следовать своей временной дхарме или своей вечной дхарме?

В "Шримад Бхагаватам", главной книге для гаудия-вайшнавов, есть стих, где сказано, что если даже человек безупречно следовал своим временным дхармам, предписанным для его материального тела, но не развил любовь к Всевышнему и не поклонялся Ему, то в конце жизни такому человеку придётся отправиться в ад. Этим подчеркивается превосходство следования вечной дхарме (любить Бога) над следованием временной дхарме (исполнять свой долг перед обществом).

Share this post


Link to post
Site Admin

Есть понятие традиционная дхарма как образ жизни, предписываемый священными книгами и традиционная дхарма гаудия-вайшнава в таком случае - пытаться воплотить практически вечную, абсолютную дхарму. Так ведь? Но осознать её, открыть может тот, кто достиг мокши и не нуждается ни в каких дхармах более. Он может как отбросить традиционную дхарму так и следовать ей. Но "следовать вечной дхарме" ммм... Это ничуть не противоречит вашим высказываниям, но суживает понятие абсолютной дхармы. Прийдя к аналогичным выводам, я по возможности стараюсь не использовать термин душа всуе. И уж если сама душа непостижима, то дхарма души - тем более. А выполнение непостижимого - пустая трата времени.

Share this post


Link to post
Zero

Eсть понятие традиционная дхарма как образ жизни, предписываемый священными книгами и традиционная дхарма гаудия-вайшнава в таком случае - пытаться воплотить практически вечную, абсолютную дхарму. Так ведь?

Образ жизни вайшнава имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя - это поддержание жизни в материальном теле и этого тела в социуме в соответствии с традицией. А внутренняя - это духовная практика вайшнава, его отношения с Богом и духовным миром. Как соотносятся внешняя и внутренняя жизнь вайшнава?

В определении чистого бхакти Рупа Госвами написал, что оно совершается беспрерывно. Когда чистый преданный, например, ходит в туалет, совершает ли он в этот момент бхакти или он прерывается в своём бхакти? Не то, не другое. Ходить в туалет - это не бхакти. Но вайшнав не прерывает свою практику даже когда ходит в туалет, когда кушает, когда спит и тд. Потому что чистое бахкти - это состояние его сознания, которое стало постоянным. Бхакти совершается не телом, а умом и сердцем. Бхакти происходит внутри человека, в его сознании. Но внешне он может делать всё автоматически, ничем особенно не отличаясь от обычных людей.

Ученик Рупа Госвами - Рагхунатха дас Госвами - написал в своей "Шри Манах-Шикше" ("Наставления уму"): Наставление 2 "О мой дорогой ум! Пожалуйста, не совершай ни дхарму, ни адхарму, о которых говорят ведические писания. Вместо этого усердно и с любовью совершай служение божественной чете Шри Шри Радха-Кришне здесь во Врадже, ведь писания указывают на Них как на высший объект поклонения и высшую Абсолютную Истину..".

Но осознать её, открыть может тот, кто достиг мокши и не нуждается ни в каких дхармах более.

Осознание вечной (или абсолютной) дхармы приходит по милости духовного учителя и Кришны. Мокша - побочный продукт бхакти, мокшу вайшнавы обретают автоматически, стремясь не к ней, а к любви к Богу.

Он может как отбросить традиционную дхарму так и следовать ей. Но "следовать вечной дхарме" ммм...

Собственно об этом сказано чуть выше в цитате из "Манах-Шикши". Вайшнава не слишком волнует, следует ли он дхарме или нарушил её, потому что его интересует не дхарма и плоды следования дхарме, а только бхакти - любовь и преданность своему Господу.

Это ничуть не противоречит вашим высказываниям, но суживает понятие Абсолютной Дхармы.

Я не очень понял, что именно Вы называете "абсолютной дхармой". Поэтому мне трудно судить, сузил я её или нет.

Прийдя к аналогичным выводам, я по возможности стараюсь не использовать термин душа всуе. И уж если сама душа непостижима, то Дхарма Души - тем более. А выполнение непостижимого - пустая трата времени.

Душу можно изучать, она непостижима лишь в том смысле, что её трудно изучать самим в восходящем потоке (трудно ставить эксперименты над душой, тем более заглянуть в её прошлое на миллиарды лет назад), но можно получить знания о природе души в нисходящем потоке, то есть от высших сил: от Бога и его спутников.

Share this post


Link to post
Site Admin

Чтобы изучить все писания, мне не хватит этой жизни.

Share this post


Link to post
Zero

Изучить все Писания невозможно, да это и не нужно. Кришна в "Бхагавад Гите" сказал: "Цель всех Вед - постичь Меня." Смысл этих слов в том, что все Писания прямо или косвенно говорят о Кришне. Необходимо обратиться к тем Писаниям, в которых наиболее полно рассказано о Кришне. Традиционно в СК сначала изучают "Бхагавад Гиту", затем "Шримад Бхагаватам" и "Чайтанья Чаритамриту". Конечно, лучше изучать их под руководством квалифицированного гуру. Прочитать и понять смысл этих 3 книг за одну жизнь реально!

Рупа Госвами отнёс слушание объяснений стихов из "Шримад Бхагаватам" из уст расика-вайшнава к 5 самым могущественным ангам бхакти. Как видите, и одной этой книги достаточно, чтобы достичь успеха в бхакти. Главный акцент сделан на том, что надо слушать катху из ШБ от высококвалифицированного гуру. И тогда проблем не будет.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×