Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Вопросы и ответы по Кришна-лиле

Recommended Posts

Site Admin

Очень интересно, какое объяснение дает Санатана Госвами того факта, что Радхика исполнила роль Кришны в Випарите раса-лиле, если ее не было среди гопи, когда те пели Праная-гиту?

Share this post


Link to post
Zero

Я слышал такие ответы на подобные вашим вопросы:

1. Ачарьи видят лилы Кришны каждый по-своему (и часто их видение не совпадает), потому что лилы Кришны могут происходить по-разному в зависимости от бхав участников лилы и восприниматься по-разному в зависимости от бхав наблюдающего; представьте себе, вайшнав вошёл в самадхи и начал видеть лилу с позиции своей сиддха-дехи; то, что он увидел, пробудило в нём столь сильные чувства, что, будучи в сиддха-дехе, он в ней потерял сознание (чувства) и не увидел подробности того, как же проходила (очень важная) часть лилы. Потом, вернувшись в сознание садхака, он задумался и понял, что для полноты картины той лилы, что ему показали, ему недостаёт каких-то ключевых звеньев, это значит, что они, возможно, были, но он по тем или иным причинам их не увидел... Это вызовает новые бхавы у вайшнава и он будет стремиться вернуться в ту же лилу вновь и вновь, чтобы увидеть, в чём загадка/секрет той лилы; но, о чудо, стоит ему войти в лилу через самадхи, он видит одну и ту же лилу каждый раз по-разному... Все лилы Кришны вечные, но они проходят (и воспринимаются) каждый раз по-разному; через самадхи преданные получают "доступ к лилам", но лилы, которые вы можете увидеть, могут происходить в разные кальпы (разное время) и в разных вселенных, и с разными участниками, и при разных других обстоятельствах;

2. Я, конечно же, не знаю всё, о чём писал Санатана Госвами, и не знаю, писал ли он что-либо конкретно о випарита раса-лиле, но знаю, что сама випарита (обмен ролями) происходит в лилах Кришны довольно часто (самая грандиозная випарита-лила - это все лилы Гауранги, когда Кришна входит в Радха-бхаву).

3. Если Санатана Госвами не увидел Радхику в раса-лиле, то не исключено, что он не увидел и випарита-раса-лилу. Он увидел все эти лилы, но по-другому! Он же видел, как гопи спели Праная Гиту и как пришла Радхика, и как начался танец раса, но увидел это не так, как это увидели Рупа, Джива, Рагхунатха и другие вайшнавы; попробуйте и Вы в своей медитации увидеть эту лилу и тогда, возможно, Вы получите ответ на свой вопрос.

Share this post


Link to post
Site Admin

Каким образом Кришне удалось так долго держать гопи в напряжении и играть притворяясь в последний день Катьяяни-враты, если там была Сама Радхика? Или все было каким-то еще более удивительным образом?

Share this post


Link to post
Zero

А притворялся ли Кришна во время этой лилы? Он сказал гопи: "Я знаю, о чём вы молились во время этой враты и я пришёл вознаградить вас. Что же вы медлите? Выходите ко мне на берег!" Кришна знал, что все они хотели, чтобы Он стал их мужем. Согласно ведической культуре, жена выполняет желания того, кого считает своим мужем. Кришна звал их: "Выходите ко мне!" Но девушки не выходили, почему? Могло быть много причин. Одни гопи могли просто не верить своему счастью. Они так долго мечтали об этом моменте, что сейчас от сильных эмоций их не слушались ноги, и они плакали от бессилья. Другие гопи в этот момент боролись с внутренним барьером, будучи строго воспитанными в религиозном духе. Они не могли решиться выйти перед Кришной на берег обнаженными (это же против религии!). Третьим гопи было стыдно, что они вообще зашли в спешке в воду обнаженными и теперь оказались в такой неловкой ситуации. Четвёртые почувствовали свою природную застенчивость и боялись выходить, они думали: "А что Кришна о нас подумает, если мы это сделаем? Может, он тут же бросит нас, подумав, что мы совсем потеряли стыд и можем вот так легко выйти на берег голыми... Лучше мы окоченеем, чем допустить, чтобы Кришна подумал о нас плохо. Это нужно не нам, а ему. Он же может расстроиться, что его привлекали развратные девушки". Вариантов настроений было много. Результат - один. Гопи медлили и, дрожа в ледяной воде, они всё же не выходили из неё. Напряжение росло. И вместе с этим росло желание Кришны подчинить себе гопи.. Для их же блага и счастья. Он думал прежде всего о них, а не о себе. Он начал беспокоиться: "Вы же там замёрзните и заболеете! Выходите скорее на берег!" - пытался облагоразумить Кришна девочек.

И, наконец, (хотя среди тех гопи была Радхика), Кришна мог и не притворяться, а говорить с гопи совершенно искренне. Более того, он мог говорить тогда именно и только с ней. А все остальные гопи подумали, что это относится к ним. И для Кришны эта ситуация оказалась тоже удобной. Он говорил с Радхикой, не обращаясь к ней по имени, и в любой момент, если бы Радха подшутила над ним, он мог бы сказать: "Извини, Радха, но это я сейчас не с тобой, а с другими девушками разговаривал!" Понимая это, Радха не торопится шутить над Кришной. Тем более, что это не так удобно, сидя обнаженной в холодной воде.

Кришна не всегда неспособен держать себя в руках при Радхе. Ведь он смог прекрасно сыграть роль лодочника, когда гопи попросили его переправить их на другой берег реки! Среди гопи была и Радхика, но она не узнала в лодочнике Кришну, а он смог изображать лодочника до последней минуты, пока гопи не разоблачили его уже на середине реки.

Share this post


Link to post
Site Admin

Радхарани страдает в доме Джатилы, потому что ей тяжело находиться в месте, где ее никто не любит, поэтому она с нетерпением ждет сезона дождей, чтобы погостить у родителей.

Но разве муж Радхи и ее свекровь не любят ее? Как можно не любить Радхарани?

Share this post


Link to post
Zero

А как можно не любить Кришну? Камса Махарадж - родной дядя Кришны, он - родной брат Деваки. Несмотря на близкое родство, Камса так долго стремился убить Кришну. Дурьодхана общался с Кришной лично много лет и... не испытывал к нему любви. Джарасандха, Шешупал и многие другие демоничные цари сражались с Кришной. Даже Господь Индра напал однажды на Кришну и сражался с ним за дерево париджата. Кем являются Джатила, Кутила, Абхиманью во Враджа-лиле? Они - препятствия во встречах Радхи и Кришны. Причём такие, от которых нельзя избавиться раз и навсегда. Это - муж, свекровь, сестра мужа.. С ними Радхарани обязана считаться. Но именно наличие этих живых препятствий усиливает расу и желание Радхи и Кришны встречаться. Наперекор судьбе. Джатила и Кутила - отнюдь не ангелы. И в то же время они так близко находятся к Радхарани. Врадж не стерильный и безликий, а многогранный, Радха и Кришна наслаждаются разнообразием отношений во Врадже.

Share this post


Link to post
Site Admin

А почему Радхика с Кришной не могли пожениться?

Share this post


Link to post
Zero

Потому что паракия-раса (отношения любовников) в духовной реальности для Кришны выше, чем свакия (отношения в браке). Такие отношения приносят Кришне больше счастья, потому что в них больше расы, больше чувств, переживаний, больше риска, больше независимости друг от друга и тд. Кроме того, Кришна и свадьбу Радхики с Абхиманью превратил в развлечение. К тому же, в конец концов, Кришна и Радхика всё равно поженились, но об этом рассказано уже не в "Шримад Бхагаватам", а в комментарии Дживы Госвами на Шримад Бхагаватам. Более того, на Голоке есть область, где Кришна и Радха всегда в паракия-расе, а есть другая, где они всегда в свакия-расе.

Share this post


Link to post
Site Admin

Вришабхану Баба хотел отдать Радхику замуж за Кришну, но местный астролог ему напророчил, что, если он так поступит, случится несчастье… Радха не может быть женой Кришны, иначе (вот тут не уверена) один из них умрет.

Вы помните, в какой лекции это было?

Share this post


Link to post
Zero

Да, Йогамайя побудила Гаргачарью придти к Вришабхану Махараджу и сказать, что брак между Радхой и Кришной невозможен. Точно также он пришел в дом каждой гопи и родителям каждой гопи объяснил, что брак их дочери с Кришной будет неблагоприятен для Кришны. Все гопи мечтали о браке с Кришной, и все родители мечтали выдать своих дочерей замуж за принца Враджа. Но пришёл Гаргачарья и, показывая гороскоп, сказал каждой гопи: "Не судьба! Кришна может пострадать от этого. Тебе придётся выйти замуж за другого!" И ни у одной гопи это не вызвало протест. Благо Кришны для них было гораздо важнее, чем удовлетворение своих желаний (которых, собственно, и не было).

Share this post


Link to post
Site Admin

Зачем Йогамая такое сотворила? Кришна, поди, попросил.. Мол, нет драматического напряжения, нет конфликта.. нет конфликта - нет лил. Зачем Кришне все это? Атмарам и атмарам. Нет, надо помучать гопи и поупиваться их страданиями. Почему только страдания позволяют ощутить сказочный кайф? Почему бы Чайтанье Махапрабху не упасть без чувств перед колеснице Ратха–ятры с другим стихом на устах: «Тот, кто в годы юности украл мое сердце, стал теперь моим мужем. Все тот же месяц Читра стоит на дворе, а легкий бриз разносит сладостный аромат цветов малати. В моих отношениях я все та же, а он все тот же. Боже, как нам вместе хорошо!» И упасть от экстаза..

Share this post


Link to post
Zero

В моих отношениях я все та же, а он все тот же. Боже, как нам вместе клево! " И упасть от экстаза..

Всё так, только Он то при этом был один! Как Он мог сказать: "Как нам вместе клево!"? Он же не сумасшедший. Он видит, что Кришны рядом нет... А так хочется увидеть его! И даже более того. Радха встречается с Кришной на Курукшетре, а её мальчик уже не тот...

Нет в нём того огня, той красоты, той страсти... "Куда пропала твоя красота, Кришна?" - мысленно спросила каждая гопи у Кришны и опустила глаза, чтобы не видеть то, что от неё (былой красоты) осталось... Вернись во Вриндаван! - умоляют гопи Кришну. В чём смысл этих слов? - Стань прежним!

 

Зачем Кришне все это? Атмарам и атмарам. Нет, надо помучать гопи и поупиваться их страданиями. Почему только страдания позволяют ощутить сказочный кайф?

Гурудев ответил на этот вопрос в "Нектаре Говинда-лилы", объясняя природу маха-бхавы гопи. Он написал, что бхава - это сродни голоду или жажде пить. Маха-бхава - гигантская неутолимая жажда. Пока у гопи не будет такой жажды, они не смогут пить бездонный океан расы Шри Кришны. Поэтому Кришна делает всё, чтобы увеличить их маха-бхаву. Иначе, представляете, каждая гопи подходит с напёрстком в руках к Кришне и просит налить в напёрсток пару капель нектара. А Кришна, напротив, хочет дать им так много нектара, океан! Он же их любит. И хочет дать им много-много счастья. Но для этого им надо иметь соответствующую жажду.

Share this post


Link to post
Site Admin

"Я тоскую по тому времени, когда мы встречались тайно…"

Я просто себе это представил, как Радхика видит Его в царских одеждах, сияющих, словно литое золото.

"Кришна, что же с тобою стало? Где же твоя красота? Значит ты теперь царь, Кришна, твоим поданных нет числа, и у тебя тысячи жен, все они ослепительной красоты царевны, и ты, наверное, забыл нас, деревенских пастушек, наши простые платья и наивные украшения из живых цветов не сравнятся с их роскошными нарядами и драгоценностями. А своих родителей ты тоже забыл, Кришна? И свою маму, которая с тех пор, как ты уехал, плачет, не переставая? Она ослепла от слез. Стань прежним Кришной, вернись во Врадж!"

Они рыдают от боли, они смотрят с горьким упреком и такой пронзительной мольбой во взгляде, что Кришне нестерпимо видеть их скорбные лица, их спутавшиеся волосы и серые от пыли и слез платья, словно жизнь уже покинула их, но они чудом все еще живы, хотя, измученные страданием, рады были бы умереть. И Его сердце разбито.

Share this post


Link to post
Zero

Внешность гопи в тот момент выражала не столько их состояние, сколько Его. Кришна посмотрел на них, но увидел (как бы со стороны) внешнее проявление своего эмоционального состояния. Гопи - зеркало состояния души Кришны. Потому что гопи никогда не беспокоятся о себе, но только о нём. Кришна счастлив - и они прекрасны и радостны. Кришне плохо, и у них - "скорбные лица, их спутавшиеся волосы и серые от пыли и слез платья.." (и далее всё, как Вы описали)... Гопи, увидев перед собой несчастного Кришну, позвали его: "Вернись во Вриндаван! Только там ты можешь быть счастлив!" Они озвучили его собственные мысли, его желание. Он очень хочет вернуться во Врадж, но не может. В этом драматизм положения Кришны в Двараке.

Share this post


Link to post
Zero

После убийства Камсы Махараджа вся царская династия объявила войну Кришне. Cоздав военную коалицию, они поклялись отомстить Кришне за смерть Камсы. Кришна воюет против демонов и скрывает от всех, чем для него является Врадж. Для этого он и разыграл с самого начала лилу своего явления в Матхуре, чтобы все думали, что он - сын Деваки и Васудева. Если бы демоны узнали о его настоящих родителях и о Врадже, они направили бы всю свою военную мощь на уничтожение Враджа. Поэтому Кришна строит город-крепость в океане (Двараку), сражается с армиями демонов и молится Господу Нараяне о покровительстве и помощи. Кришна в Двараке не знает, что он Всемогущий Господь.. и мог бы в одну секунду уничтожить всех демонов. Кришна переживает за исход войны и за враджаваси, которые умирают в разлуке с ним. Но... вообще-то сам Шри Кришна никогда не покидал Вриндаван, он всё время находится там. Все его лилы в Матхуре и Двараке - иллюзия и божественная игра Кришны.

Share this post


Link to post
Site Admin

Никогда не понимал, почему он не покидает Вриндаван? И что это значит?

С одной стороны, те Враджаваси, которые видят Его спхурти, думают, что Кришна вместе с ними – не покидает Вриндаван. С другой стороны, Гопи недостаточно видить спхурти и они ощущают разлуку с Кришной, и понимают, что Кришна покинул Вриндаван.

Параллельно разворачиваются лилы, где Кришна ни для кого из Враджаваси никогда не покидает Вриндаван. И что это за лилы?

Нитья-лилы? Или нет?

И как все эти лилы связаны между собой? Мне это напоминает параллельные миры.

Сколько всего этих вариаций на тему покидает - не покидает? Столько, сколько медитирующих садхаков, котрые сидят и медитируют, покинул Кришна Вриндаван или не покинул?

Share this post


Link to post
Zero

Мне это напоминает параллельные миры.

Это они самые и есть. Изначальный Кришна не покидает Вриндаван. Когда за ним приехал Акрура, чтобы увезти его на состязания по борьбе в Матхуру, на колесницу взошли Кришна и Баларама, но.. Они доехали только до границы Враджа. Там они попросили Акуру остановить колесницу и сошли с неё. В том месте протекает река. Кришна и Баларама вошли в реку. И тут же Акрура увидел, как из мальчиков вышли их экспансии и появилась другая пара точно таких же мальчиков. Акрура упал на колени и, не переставая, предлагал им свои поклоны. Экспансии Кришны и Баларамы вышли из воды, взошли на колесницу и продолжили путь в Матхуру, а изначальные Кришна и Баларама остались во Врадже. Кришна в Матхуре и Двараке - это не изначальный Кришна, а его экспансия, отдельная форма, которая внешне очень похожа на вриндаванского Кришну.

Никогда не понимал, почему он не покидает Вриндаван? И что это значит?

Это значит, что Кришна не может жить без Вриндавана. Вриндаван - это ум Радхарани. Кришна живёт в её уме, а значит во Вридаване. Радха и Кришна не могут разлучаться надолго. Они начинают умирать от боли разлуки...

Share this post


Link to post
Site Admin

Если в Матхуре не изначальный Кришна, а изначальный Кришна остался во Вриндаване, почему гопи во Вриндаване так страдают и мучаются, думая, что он их оставил?

Или в какой лиле тогда все это присходит? В каком мире?

Ум и сердце Радхарани неотличны друг от друга и неотличны от Вриндавана. Почему же Она умирает от разлуки, даже когда Кришна рядом с ней?

Она видит перед собой Кришну, она закрывает глаза и снова видит перед собой Кришну. И когда спит, видит Кришну во сне.

И он никогда не покидает Вриндаван к тому же! Кришна всегда и везде рядом с ней!

Почему же она испытывает разлуку?

Share this post


Link to post
Zero

Если в Матхуре не изначальный Кришна, а изначальный Кришна остался во Вриндаване, почему гопи во Вриндаване так страдают и мучаются, думая, что он их оставил?

Потому что гопи прощались с Кришной, когда Акрура увозил его в Матхуру. Боль этого расставания ещё долго жила в сердцах гопи. И когда Кришна приходил к ним, им казалось, что это не он, а всего лишь видение, потому что они постоянно думали о том, как Кришна уезжал, как он смотрел на них, что говорил. Кришна сказал им на прощаение: "Через пару дней я вернусь", и он сдержал своё слово, он пришёл к ним сам уже через пару дней, но они не могли поверить в то, что это он, им это показалось нереальным, потому что боль от расставания ещё не прошла. У них перед глазами постоянно была сцена расставания. До дня его отъезда в Матхуру гопи никогда не расставались с ним так надолго... И сейчас они начали сходить с ума. Они так погрузились в размышления о своей разлуке с Кришной, что перестали воспринимать его, приходившего к ним и разговарившего с ними.

Ум и сердце Радхарани неотличны друг от друга и неотличны от Вриндавана. Почему же Она умирает от разлуки, даже когда Кришна рядом с ней? Она видит перед собой Кришну, она закрывает глаза и снова видит перед собой Кришну. И когда спит, видит Кришну во сне И он никогда не покидает Вриндаван к тому же! Кришна всегда и везде рядом с ней! Почему же она испытывает разлуку?

Это состояние Радхики называется маданакья-махабхава. Кришна тоже не мог это понять. Постоянно думая об этом, он стал Гаурангой и пришёл в этот мир, чтобы здесь расспросить пришедших с ним ашта-сакхи и манджари Радхики, которые пришли на Землю в обликах прекрасных юношей.

Share this post


Link to post
Site Admin

То есть, когда гопи сходили с ума от разлуки с Кришной, думая, что настоящий Кришна уехал в Матхуру, Кришна все это время был во Вриндаване, наблюдал, как они сходят с ума от разлуки с ним, и ничего не мог сделать? Поразительно, что Кришна сам не сошел с ума от этого!

А как же гопи встретились с Кришной на Курукшетре? С кем они там встретились? С его спхурти?

И сцена, когда все гопи приходят на берег Ямуны и хотят утопиться - когда она происходит? И знает ли Кришна об этом?

И что же это такое - маданакья-махабхава? Как это? И почему Радха чувствует это?

Share this post


Link to post
Zero

А как же гопи встретились с Кришной на Курукшетре? С кем они там встретились? С его спхурти?

С его экспансией. Собственно, туда ездила тоже не Радхарани, а её экспансия..

 

И сцена, когда все гопи приходят на берег Ямуны и хотят утопиться - когда она происходит? И знает ли Кришна об этом?

Это происходило в те дни, когда гопи узнали, что им придётся выдти замуж не за Кришну, а за мальчиков-пастушков. Гопи тогда были ещё маленькие.

 

И что же это такое - маданакья-махабхава? Как это? И почему Радха чувствует это?

Чтобы узнать и понять это, Кришна пришёл на Землю в облике Гауранги...

Что это такое объяснил Рупа Госвами в "Уджвала Ниламани".

Share this post


Link to post
Site Admin

"Уджвала Ниламани" - где ее взять на русском?

Значит, так. Экспансия Радхики поехала встречаться с экспансией Кришны на Курукшетре в то время, как настоящий Кришна и настоящая Радхарани находились во Вриндаване. Настоящая Радхарани во Вриндаване умирает от разлуки с Кришной, а настоящий Кришна, находящийся в это время с ней, – что он чувствует, видя Радхарани в таком состоянии?

Share this post


Link to post
Zero

"Уджвала Ниламани" - где ее взять на русском?

Нигде. Её и на аглийском пока читать не стоит, известные переводы очень и очень приблизительные... Лучше обсуждать её с теми, кто читал её в оригинале и кто поэтому "в теме".

Ссылка на скачивание английского перевода: Sri Ujjvala Nilamani - site - eng.pdf

Также читайте транскрибированную лекцию:

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж

Кто же приходил на Курукшетру?

Экспансия Радхики поехала встречаться с экспансией Кришны на Курукшетре в то время, как настоящий Кришна и настоящая Радхарани находились во Вриндаване. Настоящая Радхарани во Вриндаване умирает от разлуки с Кришной...

Настоящая Радхарани не умирает. Та Радха, которая умирала в разлуке, та и поехала на Курукшетру. А настоящая Радхарани всегда встречается с Кришной. Если его нет перед нею, то она сразу входит в самадхи и там встречается с Кришной. Правда, этого никто, кроме неё не видит.

В 10 Песни Шримад Бхагаватам /рядом с Бхрамара Гитой/ описано, как Уддхава, будучи во Врадже, получил даршан Радхи и Кришны. Увидев как Кришна обнимает Радху, Уддхава сразу склонился в поклоне. Но, подняв голову, он увидел, что Радхика одна... И тогда он понял, что Радха и Кришна показали ему, что они никогда не расстаются, хотя внешне это может и не быть проявлено (для других).

Share this post


Link to post
Site Admin

А Кришна на Голоке тоже пребывает в иллюзии относительно себя? Если да, то зачем Ему это надо?

Share this post


Link to post
Zero

Во Врадже он в основном пребывает в иллюзии. Ему это надо для того, чтобы наслаждаться теми самыми отношениями во Врадже, которые у него есть. На Вайкунтхах и в материальном мире к любви к Богу примешан страх и расчёт. Страх рассердить Бога (а вдруг накажет?). А во Врадже никто не испытывает страх перед Кришной. Там испытывают страх за Кришну (как бы его демоны не украли или не убили!). Когда Кришна видит такие проявления любви к нему, его сердце тает.

Но когда враджаваси угрожает смертельная опасность (например, когда мальчики-пастушки оказались в кольце огня в лесном пожаре или когда они умерли, выпив отравленную воду из Ямуны или когда они вошли в пасть гигантсткого змея), и Кришна испытывает сильное желание спасти их, то Йогамая мгновенно снимает свой покров с Кришны, и к нему возвращается его божественное могущество, с помощью которого он не просто спасает враджаваси, а делает это зачастую очень артистично и изобретательно (как он выпил лесной пожар, будто это был ачаман в его "маленькой" ручке).

Share this post


Link to post
Site Admin

Скажите, так Кришна все-таки вернулся во Вриндаван???

Сколько и как они вместе прожили? Потом Он уехал обратно в Двараку?

Как долго Кришна оставался во Вриндаване? Где есть упоминания об этом?

Гопи остались прежними, они не состарились, да?

Share this post


Link to post
Zero

Я мог бы рассказать, что произошло с Радхой и Кришной после их встречи на Курукшетре.. Это такой экстаз! Но мне, право, не хочется лишать Вас и других преданных той радости, которую испытываешь, слушая катху о возвращении Кришны во Врадж... Это подробно описано в "Шри Гопал Чампу" Джива Госвами. Это такая волшебная катха, которую нельзя перессказывать скомканно, тремя-четырьмя фразами. Моменты встречи Кришны и гопи во Врадже, их состояние, всё это нам надо прочувствовать... И остаться там... Потому что в этой встрече - квинтессенция Их божественной любви.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×