Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Махабхарата - великий исторический эпос

Recommended Posts

Site Admin

Великий исторический эпос Махабхарата, частью шестой песни которого является широко цитируемая Бхагават-гита (Божественная песнь), содержит в себе описание исторического развития Индийского суб-континента, истории из жизни богов и людей. Центральной частью Махабхараты является Бхагават-гита, содержащая наставления Всевышнего Господа Кришны своему другу и преданному воину Арджуне, принадлежавшего к царскому роду.

Quote

Долгая распря между Кауравами, сыновьями царя Хастинапурского Дхритараштры, и Пандавами, детьми умершего в отшельничестве его младшего брата Панду, привела на "необозримое" поле Кауравов два огромных войска. Мудрейшие из дважды рождённых, государственные деятели, полководцы и великий учитель военного искусства Дрона пытались уберечь страну от братоубийственной войны. Старший сын царя, Дурьйодхана, человек властолюбивый и упрямый, не хотел делить государство на две части. Пандавы во главе с "царём справедливости" Юдхиштхирой не думали отдавать двоюродному брату наследственную долю.

Те и другие собрали союзников, приведя на поле битвы, в общей сложности восемнадцать армий. Большая армия, акшаухини, состояла из 21 807 слонов, стольких же колесниц, 65 610 всадников и 109 350 пехотинцев. Если верить сведениям Махабхараты, то в той страшной битве учавствовали племена и народы от Индостана до Центральной Азии и от Тибета до Междуречья.

Битва длилась 18 дней. В ней было всё: коварство и злость, дикое желание во что бы то ни стало победить. Это была страшнейшая в истории Индостана гражданская война. Ничьей в ней быть не могло. Пандавы с первых дней захватили инициативу, но Кауравы (за них воевал сам Дрона!) не сдавались.

День за днем на Курукшутре лучшие войны страны и союзники методично уничтожали друг друга.

Kurukshetra.jpg

Фрагмент манускрипта, изображающий битву при Курукшетре

post-1-0-42750100-1357072002.jpg

Фрагмент Махабхараты, когда Арджуна останавливает Кришну во время битвы

Пандавам удалось одержать верх над противником. Дурьйодхана позорно бежал с поля боя, скрылся в озере, дыша через тростник (одно дело посылать на смерть тысячи других людей и совсем другое погибать самому). Но Пандавы нашли его, и могучий Бхимасена, один из Пандавов, с помощью хитрости не свойственной кшатриям, убил главного Каурава.

Горстка оставшихся в живых его друзей поклялась уничтожить всех Пандавов. Пришла ночь. Войны уснули. Но вдруг Ашваттхаман, сын Дроны, величайшего и честнейшего бойца, увидел воронье гнездо, раззорённое совой. Ночная птица уничтожила всех воронят. Воин предложил друзьям напасть на спящий лагерь Пандавов и вырезать их всех. Не сразу приняли это гнусный план соратники. Но Ашваттхаман всё же убедил их.

И битва продолжилась! Все соратники Пандавов были вырезаны. Чудом спаслись сами братья -- их не было в ту ночь в лагере.

И пришло утро. На Курукшетру явились родственники Кауравов и Пандавов. Что им теперь оставалось делать? Сначала-плакать, затем -- сложить тела погибших в один общий костер и мириться, ощущая жар огня, уносящего в вечность самых близких людей.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о том, когда же состоялось это самоуничтожение, поэтому говорить о влиянии исхода битвы на военно-политическое положение Индостана пока рано. Ясно одно: очень ослабевшая страна объеденилась. И обитатели Индостана стали творить уникальную в истории человечества книгу, в которой есть всё: сюжет, философское осмысление содеянного, чудесные сказки, удивительные научные наблюдения, мысли о человеке, обществе, государстве, о любви, войне и мире...

Это действительно уникальная книга!

Фактически Арджуна, не хотевший смерти своим родственникам, был поставлен перед выбором: сражаться со своими учителями, дядьями, и тд., которые обратили против него свое оружие и следовать таким образом своему долгу воина, защищающего дхарму, или же отказаться от битвы и превратиться в презираемого всеми отшельника в лесу.

Чувство жалости, которое чувствует Арджуна перед битвой, не желающий сражаться, Кришна не одобряет, говоря: "Как могла эта скверна одолеть тебя?!"

Кришна проводит четкую линию между материальным мировосприятием и трансцендентным, между следованием долгу кшатрия и неследованием ему, между здравым смыслом и отсутствием такового. И результатом такого анализа становится понимание того, что высшей целью человека является служение Господу.

Что вы думаете об этом?

Share this post


Link to post
Zero

... Высшей целью человека является служение Господу. Что вы думаете об этом?

Я думаю, что служение Господу не является высшей целью человека, потому что чел может служить Богу из страха или чувства долга, а такое служение Кришне не нужно... Только чистая бескорыстная ЛЮБОВЬ к Кришне может быть высшей целью жизни человека...

Share this post


Link to post
Site Admin

Под служением можно подразумевать "просто любить и быть любимой(-ым)". Ведь если знаешь, что нравится объекту любви, то давая ему это, уже будешь совершать служение. Если Кришне нравится любовь, то если Его просто любить (хотя это, наверное, не просто), то это уже будет служением. Так почему не сделать такое умонастроение служения целью жизни?

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  

×