Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Карма - дхарма - бхакти, что из них совершают вайшнавы?

Recommended Posts

Site Admin

Карма - дхарма - бхакти, что из них совершают вайшнавы?

Share this post


Link to post
Zero

Это объяснено в "Бхагавад Гите". Совершает ли человек карму, дхарму или бхакти - это определяется мотивами его деятельности.

Кришна беседует с Арджуной перед битвой. Арджуна сначала смотрит на противников, чтобы определить объём предстоящей кармы (работы) и оценить последствия своей деятельности с точки зрения дхармы, т. е. Писаний (будут ли для него последствия участвия в этой битве хорошими или плохими). И, о ужас! Он понимает, что с позиций и кармы, и дхармы любой исход битвы для него грозит большими нериятностями. Поэтому Арджуна очень расстроился и раздумал сражаться.

Что же его так огорчило? Участие в битве с позиций учения о карме и дхарме не сулило ему ничего хорошего. Поэтому Кришна открыл ему знание о бхакти и как, участвуя в битве, можно совершать бхакти, которое принесёт Арджуне духовное благо. ОДНА И ТА ЖЕ деятельность, но с разной мотивацией, становится соответственно либо кармой, либо дхармой, либо бхакти. Арджуна должен был УБИВАТЬ своих противников. И с позиции бхакти это было богоугодным делом.

1.

Какова мотивация деятельности в карме? - Человек совершает карму, стремясь получить максимум удовольствия. Ради своего удовольствия он может совершать либо греховную, либо благочестивую карму. И то и другое привязывает человека к материальному миру.

2.

Какова мотивация деятельности в дхарме? - Исполнять религиозный долг. Человек совершает дхарму, не обращая внимания на то, нравится ему это или нет, хочет он сам это делать или не хочет. Он говорит себе: "Закон религии гласит так! Все должны повиноваться законам!" И идёт восстанавливать справедливость. Здесь есть опасность того, что человек, если он плохо знает Писания и плохо ориентируется в смысле слов Писаний, может совершить много ошибок. Кроем того, он может попасть в зависимость от тех, кого он считает своими авторитетами, знатоками шастр. Так, Хираньякашипу блестяще знал шастры и каждую свою войну обосновывал цитатами из шастр. Это пример того, как демон может манипулировать сознанием людей. Сам демон будет потом отрабатывать свои шастра-апарадхи. Ибо мотивация демоничных поступков всегда эгоистична и причиняет страдания другим живым существам.

3.

Какова мотивация деятельности в бхакти? - Только доставлять радость и счастье своему Иштадеву (например, Радхе и Кришне) и НЕ иметь никаких иных желаний. Когда Арджуна понял разницу между кармой, дхармой и бхакти, он осознал, что битва с Кауравами, если он будет совершать её, не стремясь получить удовольствие от победы (карма), не стремясь исполнить свой религиозный долг (дхарма), а только ради счастья Бхагавана Шри Кришны - будет чистым бхакти, чистым преданным служением Кришне. И это будет единственным, что не заставит его потом раскаяться и сожалеть.

Выслушав "Бхагавад Гиту", Арджуна задумался не о себе и своём будущем, а о Радхе и Кришне. Кришна покинул Врадж, обещая Радхике и всем гопи очень скоро вернуться. Но шли годы, а Кришна всё никак не мог избавить нашу планету от бремени демонов. Наступил решающий момент. Кришна наконец-то собрал всех демонов в одном месте - на поле Курукшетра. И если сейчас Арджуна сможет уничтожить всех демонов, то Кришна сможет выполнить своё обещание и вернуться во Врадж. Кришна просил Арджуну сражаться не ради себя, но ради Радхики и всех враджаваси, которые умирали в разлуке с Кришной.

Это сражение для Арджуны было прежде всего севой Радхике, этим он послужил лично Радхике, а это самое редкое в мире служение! Именно в этом высший смысл битвы на Курукшетре для Арджуны. Кришна сделал своему другу Арджуне самый драгоценный подарок - возможность послужить Радхе! Благодаря объяснениям Кришны, Арджуна смог, сражаясь, совершать не карму и не дхарму, а чистое бхакти. Своей победой Арджуна спас Радхику от неминуемой смерти в агонии разлуки, приблизив встречу Радхи и Кришны. Освобождение Земли от демонов было менее важным результатом битвы на Курукшетре, хотя именно благодаря этой победе Арджуна прославился как великий воин.

* * *

Можно ли отказаться от своей кармы и дхармы? Действия чистого вайшнава трансцендентны к карме и дхарме. Не стремление к личному комфорту (карма), не религиозный долг (дхарма), а только према (чистая любовь к Кришне) побуждает вайшнава действовать. Вайшнав не беспокоится о собственном благополучии, не беспокоится он и том, следует он дхарме или нет. Он стремится только к одному - выполнять желания Кришны.

Share this post


Link to post
Site Admin

Арджуна таки "убил двух зайцев", - сделал приятное Кришне и в тоже время не отказался от кармы и дхармы воина и царя-защитника религии. Насчет мотивации я согласен, вопрос в том может ли кто-то из нас отказаться от кармы и дхармы сейчас? Или все же пусть с другими мотивами, но не отказываясь от этого? На практике я вижу второй вариант повсеместно, а все кто с первым вариантом давно переженились и теперь вынуждены пребывать в дхарме и карме с самыми обычными житейскими мотивами.

Share this post


Link to post
Zero

В том то и дело, что когда Арджуна понял разницу, он перестал ориентироваться на законы кармы и дхармы, решая, как ему впредь поступать. На поле битвы Арджуна совершал ТОЛЬКО бхакти, а не сочетал бхакти с кармой или дхармой.

В нашем мире нельзя жить, не совершая карму и не следуя дхарме, но меняя мотивацию (ради чего мы делаем то или другое), мы можем начать совершать вместо кармы и дхармы - чистое бхакти, руководствуясь только интересами Кришны, а не своими (карма) и не правилами Писаний (дхарма).

Даже тот, кто выполняет все свои обязанности (т. е. следует дхарме), но не совершает бхакти, не развил любовь к Богу, всё равно идёт в ад, как написано в "Шримад Бхагаватам".

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×