Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Рагануга-бхакти-таттва

Recommended Posts

Site Admin

Краткая сущность рагануга-бхакти

 

Введение

Традиция рагануга бхакти школы Гаудия Вайшнавизма во многих аспектах уникальна среди религий преданности Индии. Это изложение поможет вам познакомиться с тайнами этого прекрасного пути, ведущего к достижению не имеющей аналогов, экстатической любви к Верховному Господу, также известной, как према.

Хотя мы постараемся изложить все самым простым и понятным языком, мы вынуждены ссылаться на оригинальные произведения на санскрите и бенгали, лежащие в истоке традиции, чтобы подтвердить аутентичность представления. В ходе нашего представления, мы в основном обращаемся к работам Шри Рупа Госвами, Шри Джива Госвами, Шри Кришна Даса Кавираджи и Шри Вишванатхи Чакраварти.

 

Общее исследование бхакти

"Слово рагануга буквально означает следование за любовной привязанностью, любовью, направленной к Богу. Чтобы глубже понять концепцию, давайте сначала исследуем концепцию бхакти, любовной преданности Богу, в общем.

Согласно своему развитию, бхакти делится на три основных категории.

 

sa bhaktih sadhanam bhavah prema ceti tridhodita || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.1)

"Говорят, что эта преданность бывает трех видов, а именно: практика (садхана), чувство (бхава) и любовь (према) ."

 

Начальная стадия практики (садханы) начинается тогда, когда тот, кто хочет стать слугой Бога, начинает культивировать взаимоотношения с Ним. Практика определяется так:

 

krti-sadhya bhavet sadhya-bhava sa sadhanabhidha |

nitya-siddhasya bhavasya prakatyam hrdi sadhyata || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.2)

"То, что выполняется посредством деятельности чувств, и через что достигается чувство преданной любви (бхава), называется практикой преданности (садхана-бхакти). Появление в сердце вечно-совершенного чувства называется стадией достижения совершенства."

 

Когда практика становится зрелой, она достигает апогея в специфическом любовном чувстве к Богу (бхаве).

 

zuddha-sattva-vizesatma prema-suryamzu-samya-bhak |

rucibhiz citta-masrnya-krd asau bhava ucyate || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.1)

"Определенное проявление божественного бытия, подобное лучу солнца премы, чуткость сознания, ощущаемая, как различные вкусы – называется бхавой."

 

Известно пять основных разновидностей чувства любви к Богу, а именно: 1) мирное, или нейтральное отношение; 2) привязанность слуги; 3) привязанность друга; 4) привязанность родителя; 5) привязанность спутницы, или, как жены, или, как любовницы. По мере того, как лежащее в основе чувство развивается сильнее, оно созревает в цветущее экстатичное ощущение любви к Богу (прему).

 

samyag-masrnita-svanto mamatvatizayagkitah |

bhavah sa eva sandratma budhaih prema nigadyate || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.1)

"Когда бхава совершенно размягчает сердце, переполненное чувствами близкой связи с Ним, чрезвычайно сильными по природе, мудрые называют это премой."

 

Бог, будучи бесконечным океаном любви – естественный объект различных личных любовных чувств. Он является каждому преданному именно в той форме, в которой преданный искренне хочет Его видеть. В связи с этим, необходимо изучить две известные разновидности практики бхакти, ведущие к различным видам совершенства.

 

Две разновидности практики – вайдхи и рагануга

 

Практика преданности делится на два различных пути.

 

vaidhi raganuga ceti sa dvidha sadhanabhidha || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.5)

"Практика бывает двух видов, а именно: вайдхи и рагануга."

 

"Слово вайдхи происходит от санскритского слова видхи, означающего указания писаний. Слово рагануга составлено из двух слов: рага - любовная привязанность, и ануга – следование примеру. Главные характеристики этих двух путей объясняются так:

 

vaidhi-bhaktir bhavet zastram bhaktau cet syat pravartakam |

raganuga syac ced bhaktau lobha eva pravartakah || (Рвч 1.3)

"Когда преданность вызвана предписаниями писаний, она называется вайдхи-бхакти, но когда она вызвана одной духовной жаждой (жадностью), она называется рагануга-бхакти."

 

yatra raganavaptatvat pravrttir upajayate |

zasanenaiva zastrasya sa vaidhi-bhaktir ucyate || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.6)

"Та преданность, которая не знает привязанности или жажды (жадности), но побуждается распоряжениями писаний, называется вайдхи-бхакти."

 

virajantim abhivyaktam vrajavasi-janadisu |

ragatmikam anusrta ya sa raganugocyate || (Бхакти-расамрита-синдху. 1.2.270)

"Та преданность, которая ясно проявлена в спутниках Господа во Врадже, называется преданностью, исполненной любовной привязанности (рагатмика-бхакти), а преданность, следующая примеру этой рагатмика-бхакти называется рагануга-бхакти."

 

"Как преданный желает достичь Господа, так Господь приходит к преданному. (Бг, 4.11) Что человек помнит во время смерти, того, безусловно, он и достигает. (Бг, 8.6) Размышляя об этих двух известных стихах Бхагавад Гиты, можно легко понять, что согласно желаниям людей они достигают различных целей. Нет такого, чтобы различные пути все вели к одной цели."

 

vaidhi-raganuga-marga-bhedena parikirtitah |

dvividhah khalu bhavo’tra sadhanabhinivezajah || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.7)

"Известно, что пути вайдхи и рагануги существуют отдельно друг от друга. Занятие этими двумя формами практики определенно пробуждает два различных вида бхавы."

 

Цели этих двух путей практики преданности понимаются так:

 

vidhi-bhaktye parsada-dehe vaikunthete yaya || (Чайтанья Чаритамрита, 2.24.87)

"Практикуя видхи-бхакти, садхака достигнет формы спутника (Господа) на Ваикунтхе."

 

aizvarya-jjane vidhi-bhajana kariya |

vaikunthake yaya catur-vidha mukti paja || (Чайтанья Чаритамрита, 1.3.17)

"Те, кто поклоняются согласно предписаниям писаний, осознавая сверхчеловеческое совершенство Господа, достигают четырех видов освобождения на Ваикунтхе."

 

RAga-bhaktye vraje svayaM-bhagavAne pAya || (Чайтанья Чаритамрита, 2.24.85)

"Практикуя рага-бхакти, садхака достигнет Самого Господа во Врадже."

 

raganuga-marge tagre bhaje yei jana |

sei-jana paya vraje vrajendra-nandana || (Чайтанья Чаритамрита, 2.8.211)

"Тот, кто поклоняется, следуя путем рагануги, достигнет Враджендра-нанданы (Шри Кришны) во Врадже."

 

В царстве Враджа преобладают сладостные и задушевные, подобные человеческим, игры Бога. Только в такой атмосфере любовь способна достичь своего пика. Любовь, наполненная осознанием всемогущества Бога, - более низкого качества. Как утверждает Сам Господь:

 

sakala jagate more kare vidhi-bhakti |

vidhi-bhaktye vraja-bhava paite nahi zakti ||

aizvarya-jjanete saba jagat mizrita |

aizvarya-zithila-preme nahi mora prita || (Чайтанья Чаритамрита, 1.3.15-16)

"Все в этом мире поклоняются Мне в видхи-бхакти. Видхи-бхакти не способна достичь чувств Враджи. Преданность в мире смешана с осознанием Моей божественной мощи. Я не испытываю радости от любви, разбавленной мощью."

Таким образом, очевидно, что тому, кто хочет достичь совершенства в любви к Богу, необходимо глубоко проникнуть в суть природы и практики рагануга-бхакти. Другого средства насладиться нектарной сладостью игр Господа во Врадже просто не существует!

 

karma, tapa, yoga, jjana, vidhi-bhakti, japa, dhyana |

iha haite madhurya durlabha ||

kevala ye raga-marge, bhaje krsne anurage |

tare krsna-madhurya sulabha || (Чайтанья Чаритамрита, 2.21.119)

"Сладости очень трудно достичь посредством кармы, подвижничества, йоги, усилий интеллекта, видхи-бхакти, воспеванием мантр или медитацией. Слодость Шри Кришны легко достижима только для того, кто поклоняется Ему с любовью на пути раги (рагануга бхакти) ."

 

Природа Рагануга-бхакти

"Термин рагануга-бхакти конкретно означает такую преданность, которая вдохновляется и следует путем вечных сутников Шри Кришны в божественном царстве Враджа. Их любовь известна, как рагатмика, поскольку наполнена естественной жаждой любви к Господу.

 

iste svarasiki ragah paramavistata bhavet |

tan-mayi ya bhaved bhaktih satra ragatmikodita || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.272)

"Такая преданность, при которой кто-то исполнен богатой естественной любви к Избраннику, известна как рагатмика."

Эта любовь ярко проявлена в вечных обитателях Враджа. Рагатмика-бхакти бывает двух видов.

 

sa kamarupa sambandha-rupa ceti bhaved dvidha || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.273)

"Она бывает двух видов – имеющая форму эротического желания (камарупа) и имеющая форму близких взаимоотношений (самбандхарупа) ".

Слуги, друзья и родители Господа находятся с Ним в отношениях, подобных известным отношениям в человеческом обществе. Однако, вершина любви, проявленная в любовницах Господа, состоит из одного желания эротического наслаждения, которое без колебаний рушит все ограничения, принятые в обществе.

 

Подобно тому, как существует два вида рагатмика-бхакти, так же существует и два вида рагануга-бхакти.

 

ragatmikaya dvaividhyad dvidha raganuga ca sa |

kamanuga ca sambandhanuga ceti nigadyate || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.290)

"Как рагатмика бывает двух видов, так же и рагануга. Она известна как та, что следует за эротическим желанием (камануга), и та, что следует за близкими взаимоотношениями (самбандхануга) .

Тот, кто услышав о сладости чувств вечных спутников Господа к Нему, начинает стремиться обрести чувства, подобные их чувствам, начинает идти по пути рагануги. Давайте теперь перейдем к изучению различий между различными видами взаимоотношений, которых можно достичь.

Share this post


Link to post
Site Admin

Конкретные вкусы рагануга-бхакти

Шри Кришна, Изначальный Бог, низошел в этот мир со Своими спутниками около пяти тысяч лет назад во Врадже, являя Свои вечно сладостные игры, чтобы привлечь души этого мира в Свой божественный мир.

 

anugrahaya bhaktanam manusam deham azritah |
bhajate tadrzih krida yah zrutva tat-paro bhavet || (Шримад Бхагаватам, 10.33.36)

«Чтобы пролить милость на Своих преданных, Он является в форме человека, наслаждаясь такими играми, что просто услышав о них, человек становится полностью Ему преданным».

 

После того, как Шри Кришна и Его спутники ушли из видимого царства Враджи, возникли различные школы мысли и практики, имеющие своей целью достичь служения Ему. В свое время, Шри Кришна, желая насладиться сладостью служения Себе, Сам низошел в этот мир в форме великого учителя и преданного, которого звали Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, известного в ранний период Своей жизни под именем Вишвамбхара.

 

prema-rasa-niryasa karite asvadana |
raga-marga bhakti loke karite pracarana ||
rasika-zekhara krsna parama-karuna |
ei dui hetu haite icchara udgama || (Чайтанья Чаритамрита, 1.4.15-16)

«Шри Кришна – драгоценный камень среди всех наслаждающихся према-расой, и самый милостивый. Его желание (низойти в этот мир) возникло по двум причинам: Он желал насладиться вкусом любовного экстаза, и распространить рага-марг (путь рагануга-бхакти) по всему миру». 

 

Беспримерный вклад Шри Чайтаньи Махапрабху в царство рагануга-бхакти описывается так:

 

anarpita-carim cirat karunayavatirnah kalau |

samarpayitum unnatojjvala-rasam sva-bhakti-zriyam ||

harih purata-sundara-dyuti-kadamba-sandipitah |

sada hrdaya-kandare sphuratu vah zaci-nandanah || (Видагдха-Мадхава, 1.2)

«По Своей беспричинной милости, Он низошел в этом веке Кали, чтобы даровать бесценное сокровище экстаза эротической любви в служении Ему Самому, которое не даровалось уже очень и очень давно. Пусть этот Сын Шачи, Хари, сияющий чарующим светом золотого цвета, вечно присутствует в глубине твоего сердца!»

 

Концепция эротической любви, несомненно, присутствовала в традициях бхакти, предшествующих Шри Чайтанье. В чем же тогда Его уникальный вклад? Это – уникальная разновидность эротической любви в служении. Эротическая любовь (камарупа-бхакти) делится на две различных категории.

 

kamanuga bhavet trsna kama-rupanugamini || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.297)

«Следование эротическим чувствам (камануга), проявляется как жажда следовать по стопам тех, кто наполнен эротическими чувствами (камарупа)».

 

sambhogeccha-mayi tat-tad-bhavecchatmeti sa dvidha || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.298)

«Двумя ее разновидностями являются: (1) наполненная желанием единения (самбхогеччхамайи) и (2) состоящая из желания Ее чувств (тад-бхавеччхатма)».

 

keli-tAtparyavaty eva sambhogecchA-mayI bhavet |

tad-bhAvecchAtmikA tAsAm bhAva-mAdhurya-kAmitA || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.299)

«Та, целью которой является эротическое соединение, известна как самбхогеччхамайи, а та, которая существует за счет сладости чувств (божественных любовников), известна как тад-бхавеччхатмика».

 

Считается, что желание единения состоит из четырех разновидностей жажды единения.

 

sandarzana-samjalpa-samsparza-samprayoga-laksana-bheda-catustaya-bhinnatvam drzyate || (Прити Сандарбха, 375)

«Под четырьмя различными разновидностями понимаются разнообразные проявления видения, беседы, прикосновений, и сексуального единения». 

 

Для самхогеччхамайи-бхакти особенно характерны последние две разновидности самбхоги. Вторая разновидность эротической преданности, состоящая исключительно из жажды насладиться сладостью чувств Шри Радхи, лишенная даже следа желания телесного наслаждения с Шри Кришной, известна, как манджари-бхава; это настроение служанок Шри Радхи. Выдающаяся слава любви Шри Радхи, главной из подруг Шри Кришны, описывается в писаниях и в поэзии святых. Она – само воплощение любви к Господу.

 

hladinira sara amza tara ‘prema’ nama | 

ananda-cinmaya-rasa premera akhyana || (Чайтанья Чаритамрита, 2.8.159)

«Главный аспект дарующей наслаждение энергии (хладини) Шри Кришны называется экстатичной любовью (премой), что означает наслаждение, наполненное нектаром экстаза».

 

premera parama-sara ‘mahabhava’ jani | 

sei mahabhava-rupa radha-thakurani || (Чайтанья Чаритамрита, 2.8.160)

«Вершина премы называется маха-бхавой, и Шри Радха Тхакурани – воплощение этой маха-бхавы».

 

premera ‘svarupa-deha’ prema-vibhavita | 

krsnera preyasi-zrestha jagate vidita || (Чайтанья Чаритамрита, 2.8.162)

«Ее тело – само воплощение премы, и эволюция премы. Во всем мире Она известна, как самая дорогая возлюбленная Шри Кришны».

 

sei mahabhava haya ‘cintamani-sara’ |

krsna-vajcha purna kare ei karya tagra || (Чайтанья Чаритамрита, 2.8.164)

«Эта маха-бхава – квинтэссенция божественного камня желаний; Ее задача – выполнять все желания Шри Кришны».

 

Когда чья-то любовь к возлюбленной Шри Кришны превышает его любовь к Нему Самому, такое состояние известно, как «ликование, рождающееся из привязанности» (бхаволласа-рати), основополагающее настроение служанки Шри Радхи.

 

sajcari syat samano va krsna-ratyah suhrd-ratih |

adhika pusyamana ced bhavollasa ratih || (Бхакти-расамрита-синдху, 2.5.128)

«Когда привязанность к Шри Кришне и Его Возлюбленной равны, такое чувство известно, как преходящее чувство, но когда преданность к Возлюбленной лелеется, и становится преобладающим, такое чувство известно, как бхаволласа-рати».

 

Вершина божественного наслаждения, присутствующего в сердце Шри Радхи, отражается в сердцах Ее преданных служанок, таким образом, побуждая их испытывать любовь, которая намного превосходит любую другую форму любовного наслаждения, как по количеству, так и по качеству.

 

pataty asre sasra bhavati pulake jata-pulakah |

smite bhati smera malimani jate sumalinah ||

anasadya svalir mukuram abhiviksya sva-vadanam |

sukham va duhkham va kimapi kathaniyam mrgadrzah || (Кришнахника-каумуди, 5.128)

«О ланеокие красавицы! Когда ваши подруги отсутствуют, вам прийдется посмотреть в зеркало, прежде чем вы сможете понять, счастливы вы или печальны. Они отражают каждое ваше настроение, они выполняют служение зеркала! Когда слезы капают из ваших глаз, они тоже плачут; когда вы очарованы, их волоски встают дыбом; когда вы смеетесь, они тоже хохочут; а когда вы подавлены, они тоже выглядят пасмурными».

 

Эта манджари-бхава – уникальный вклад Шри Чайтаньи Махапрабху, и заветное сокровище традиции гаудия вайшнавов. Тот, кто желает достичь конечной цели жизни, должен тщательно изучить писания святых по обсуждаемой теме рагануга-бхакти.

Share this post


Link to post
Site Admin

Квалификация

Прежде, чем заняться какой-либо деятельностью, разумный человек должен тщательно обдумать, квалифицирован ли он для нее. Сейчас мы исследуем причины и характеристики квалификации для бхакти в общем, и для рагануга-бхакти в частности.

 

Квалификация для преданности

Никто не лишается квалификации для занятия преданностью на основании недостатка умения, или остроты ума, или, на самом деле, любой другой материальной способности, и никто не становится квалифицированным от наличия этих способностей. Скорее, простое желание заниматься преданным служением – и есть причина квалификации для преданности.

 

bhaktau pravrttir atra syat taccikirsa sunizcaya | 

zastral lobhat tac cikirsu syatam tad adhikarinau || (Рага-вартма-чандрика, 1.4)

«Согласно бхакти-шастрам, только желание заниматься бхакти является причиной практики бхакти. Бхакти двух различных природ рождаются из страха перед предписаниями писаний, и из сильной священной жажды; соответственно, существует две разновидности кандидатов для занятий бхакти-садханой».

 

Желание практиковать бхакти рождается из двух различных мотиваций. Тот, в ком желание преданности просыпается на основании распоряжений писаний, квалифицирован практиковать вайдхи-бхакти.

 

yah kenapyati bhagyena jata zraddho’sya sevane | 

natisakto na vairagya bhagasyam adhikaryasau || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.14)

«Когда, в результате особой удачи, в ком-то просыпается вера в служение Господу, и у него нет ни твердой привязанности к Господу, и только несильное отвращение к телесным привязанностям, такой человек квалифицирован для садхана-бхакти». 

 

Это желание преданности характеризуется послушанием и верой в распоряжения писаний, которые вызывают чувство обязанности служить Господу. Это желание рождается из страха нарушить предписания писаний, таким образом совершить грех, и испытать из-за этого страдания. С другой стороны, квалификация для практики рагануга-бхакти рождается из жажды достичь чувств, подобных чувствам тех, кто дорог Господу.

 

ragatmikaika-nistha ye vraja-vasi-janadayah | 

tesam bhavaptaye lubdho bhaved atradhikaravan || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.291)

«Само существование тех, кто живет во Врадже, пропитано любовной привязанностью. Тот, кто жаждет иметь чувства, подобные этим, обладает квалификацией для этого».

 

Квалификация для практики рагануга-бхакти

Признаки пробуждения жажды достичь чувства, подобные чувствам вечных спутников Господа, описываются так:

 

tat-tad-bhavadi-madhurye zrute dhir yad apeksate | 

natra zastram na yuktim ca tal-lobhotpatti-laksanam || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.292)

«Когда человек слышит о сладости их чувств, и так далее, и желание обрести то же самое просыпается в его сознании, вне зависимости от писаний и логики, - это симптом пробуждения жажды (лобхи)».

 

Однако стимулы вайдхи-бхакты остаются зависимыми от распоряжений писаний.

 

vaidha-bhakty-adhikari tu bhavavirbhavanavadhi | 

atra zastram tatha tarkam anukulam apeksate || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.293)

«До тех пор, однако, пока бхава не проявится в том, кто квалифицирован для вайдхи-бхакти, он остается зависим от писаний и логических умозаключений».

 

Жажда достижения Враджа-бхавы просыпается только в редких и удачливых душах.

 

ragamayi-bhaktira haya ‘ragatmika’ nama | 

taha zuni lubdha haya kona bhagyavan || (Чайтанья Чаритамрита, 2.22.152)

«Та преданность, которая состоит из глубокой привязанности, называется «рагатмика». Тот, в ком просыпается жажда слушать об этом – очень удачлив».

 

lobhe vrajavasi-bhave kore anugati |

zastra-yukti nahi mane – raganugara prakrti || (Чайтанья Чаритамрита, 2.22.153)

«Следование с жадностью в русле чувств обитателей Враджи, не принимая во внимание предписания писаний и логику, – такова природа рагануги».

 

В таком человеке желание достичь определенных любовных чувств к Господу перекрывает все другие соображения.

 

vrajalila parikarastha zrggaradi bhava madhurye zrute dhir idam mama bhuyat iti lobhotpattikale zastra yukty apeksa na syat satyam ca tasyam lobhatvasyaivasiddheh | nahi kenacit zastra drstya lobhah kriyate napi lobhaniya vastu praptau svasya yogyayogyatva vicarah ko’py udbhavati. kintu lobhaniya vastuni zrute drste va svata eva lobha utpadyate || (Рага-вартма-чандрика, 1.5)

«Если, услышав о сладости чувств, начиная с эротической страсти, спутников Шри Кришны во Враджа-лиле, кто-то думает: «Я тоже хочу обладать такими чувствами», то с этого момента он не должен зависеть ни от явленных писаний, ни от логических умозаключений. Если такая зависимость остается, нельзя сказать, что жажда проснулась. Жажда никогда не появляется в человеке благодаря указаниям писаний, и в том, кто желает достичь объекта жажды, не возникает никаких соображений о квалификации или отсутствии квалификации. Скорее, жажда возникает только от того, что человек слышит об объекте жажды или видит его».

 

Так как любовь не может возникнуть из-за распоряжений, или как результат каких-то определенных логических размышлений, не может быть, чтобы квалификация для рагануга-бхакти возникла в результате предписаний писаний, или соответсвующих логических заключений. В самом деле, тот, кто ощущает жажду к Враджа-бхаве, спешит достичь ее, где бы она ни была доступна.

 

krsna-bhakti-rasa-bhavita-matih |

kriyatam yadi kuto'pi labhyate ||

tatra laulyam api mulyam ekalam |

janma-koti-sukrtair na labhyate || (Падйавали, 14)

«Где бы ни было доступно это сознание, насыщенное экстатичными любовными чувствами к Шри Кришне, там и следует его получить. Этому есть только одна цена: жажда, которой нельзя достичь благочестивыми деяниями даже за миллионы жизней».

 

Хотя прямой причиной возникновения жажды является слушание повествований об играх Шри Кришны во Врадже, следует должным образом также принять во внимание основополагающую причину этого явления.

 

krsna-tad-bhakta-karunya-matra-labhaika-hetuka | 

pusti-margataya kaizcid iyam raganugocyate || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.309)

«Единственные причины появления священной жажды – милость Кришны и милость Его преданного. Поэтому некоторые также называют путь рагануга-бхакти именем пушти-марга (путь милости)».

 

Комментируя этот стих, Шри Джива Госвами утверждает:

 

kRSNeti – mAtra padasya vidhi mArge kutracit karmAdi samarpaNam api dvAraM bhavatIti tad vicchedArthaH prayoga iti bhAva ||

«Здесь использовано слово «mAtra» потому, что иногда выполнение деятельности ради ее плодов может привести к вступлению на путь вайдхи-бхакти, в то время как рагануга-бхакти достижима только (mAtra) через милость».

 

Хотя пути вайдхи и рагануги – два отдельных пути, практика вайдхи-бхакти может дать непрямую поддержку пробуждению рагануга-бхакти; ее различные практики – агенты, способствующие очищению сердца. В дополнение к милости, чтобы облегчить появление вышеупомянутой жажды, необходима определенная ясность сознания.

 

yasya purvoktam raga-vizese rucir eva jatasti na tu raga-vizesa eva svayam, tasya tadrza-raga-sudhakara-karabhasa-samullasita-hrdaya-sphatika-maneh zastradi-zrutasu tadrzya ragatmikaya bhakteh paripatisv api rucir jayate | tatas tadiyam ragam rucy-anugacchanti sa raganuga tasyaiva pravartate || (Бхакти Сандарбха, 310)

«Когда сияние лунных лучей раги освещает подобное хрусталю сердце человека, в ком проснулся вкус к вышеупомянутой разновидности раги, но у которого нет пока своей различимой раги, его сердце ликует. Затем он слышит из писаний о такой рагатмика-бхакти, и в результате развивает вкус к ней. Следуя своему вкусу к такой раге, он начинает практику рагануга-бхакти».

 

Так же, как чистый хрусталь отражает цвета объекта, который находится рядом с ним, так и сердце, незапятнанное похотью, гневом и материальной жадностью, легко развивает вкус к экстатическим переживаниям рагатмика-бхакти. На начальных стадиях практики рагануга-садханы, она должна сочетаться в вайдхи-садханой.

 

ajata-tadrza-rucina tu sad-vizesadara-matradrta raganugapi vaidhi-samvalitaivanustheya | tatha loka-samgrahartham pratisthitena jata-tadrza-rucina ca | atra mizratve ca yatha-yogyam raganugayaiki krtyaiva vaidhi kartavya || (Бхакти Сандарбха, 312)

«Те, у кого такой вкус (ручи) еще не проснулся, но у кого есть особый интерес к нему, должен заниматься смесью рагануги и вайдхи. Чтобы показать пример людям мира, тот, в ком этот ручи проснулся, будет делать то же самое. Поэтому, когда это возможно, рагануга должна практиковаться вместе с вайдхи».

 

Так как на этой стадии ручи, как движущая сила практики преданности, еще полностью не утвердился в сердце, человек должен постоянно заниматься практикой смешанной рагануга-садханы по обязанности, так же, как это делает тот, кто практикует обычную вайдхи-садхану.

 

Share this post


Link to post
Site Admin

Считается, что жажда, которая делает человека достойным следовать чувствам обитателей Враджа, проявляется постепенно, согласно со степенью очищения сердца.
 
sa ca lobho raga vartma vartinam bhaktanam guru-padazraya laksanam arabhya svabhista vastu saksat prapti samayam abhivyapya “yatha yathatma parimrjyate’sau mat punya gatha zravanabhidhanaih, tatha tatha pazyati vastu suksmam caksur yathaivajjana samprayuktam | iti bhagavad ukter bhakti hetukantah karana zuddhi taratamyat prati dinam adhikadhiko bhavati || (Рага-вартма-чандрика, 1.8)
 
«Говорят, что преданные на пути раги постепенно прогрессируют от первоначального самопредания у стоп Шри Гуру до стадии прямого достижения объекта их желаний.
«Когда больной глаз смазывают медицинской мазью, его способность восприятия становится все лучше и лучше, и, соответственно, он становится способен воспринимать все более и более мелкие объекты; подобно этому, согласно с тем, в какой степени ум очищен посредством слушания и воспевания Моих очищающих игр, все тонкие истины реальности проявляются в сердце садхаки».
Из этих слов Господа известно, что посредством садхана-бхакти сознание садхаки становится чище с каждым днем, и он постепенно становится все более и более жаждущим».
 
В соответствии с очищением сердца, и ростом духовной жажды, квалификация человека к рагануга-бхакти день ото дня увеличивается от первоначального желания к интенсивному, захватывающему стремлению к объекту желаний человека. Так он постепенно проходит разные стадии преданности.
 
atha raganuga-bhakti majjanasyanartha-nivrtti-nistha-rucy-asakty-antaram prema-bhumikarudhasya saksat svabhista-prapti-prakarah pradarzyate || (Рага-вартма-чандрика, 2.7)
 
«Далее будет описано, как тот, кто прошел по пути рагануга-бхакти через исчезновение помех (анартха-нивритти), устойчивость (ништху), вкус (ручи) и привязанность (асакти) вплоть до обретения экстатичной любви (премы), придет к прямому достижению объекта своих желаний».
 
Квалификация для слушания описаний игр Господа
 
Сейчас мы продвинем вопрос на шаг вперед, и исследуем природу этих действий, а именно, слушания об, или созерцания объекта своих желаний, которые пробуждают вышеупомянутую духовную жажду.
 
satam prasaggan mama virya-samvido |
bhavanti hrt-karna-rasayanah kathah ||
taj-josanad azv apavarga-vartmani |
zraddha ratir bhaktir anukramisyati || (Шримад Бхагаватам, 3.25.25) 
 
«В обществе святых обсуждение рассказов о Моих чудесных деяниях действует, как дающий жизнь эликсир, для сердца и ушей. Таким образом, будучи удовлетворен, человек быстро проходит путь к освобождению, так как у него постепенно появляются вера, привязанность, и бхакти».
 
Слава слушания о любовных играх Шри Кришны описана во всех писаниях.
 
vikriditam vraja-vadhubhir idam ca visnoh
zraddhanvito ’nuzrnuyad atha varnayed yah |
bhaktim param bhagavati pratilabhya kamam
hrd-rogam azv apahinoty acirena dhirah || (Шримад Бхагаватам, 10.33.39)
 
«Тот, кто с верой слушает или рассказывает о развлечениях Господа с молодыми гопи Враджа, быстро достигает чистого преданного служения Господу и, овладев своими чувствами, побеждает поразивший его сердце порок вожделения».
 
Однако все ли квалифицированы слушать такие сокровенные темы, которые могут вызвать мысли о мирской сексуальности в уме невежественного наблюдателя?
 
kintu rahasya-lila tu paurusa-vikaravad indriyaih pitr-putra-dasa-bhavaiz ca nopasya sviya-bhava-virodhat | rahasyatvam ca tasyah kvacid alpamzena kvacit tu sarvamzeneti jjeyam || (Бхакти Сандарбха, 338)
 
«Однако секретным играм не следует поклоняться тем, кто испытывает мужские девиации в своих чувствах, или тем, кто в настроениях отца, сына или слуги, так как это будет идти в разрез с их настроением. Секретность определяется соответственно частичному или полному соприкосновению членов тел».
 
Таким образом, человек, который хочет погрузиться в повествования о Господе, должен сам понять свою квалификацию, и стремиться слушать рассказы согласно своим возможностям. Однако такие секретные темы никогда не следует рассказывать людям, относящимся к ним с антагонизмом, так как вероятно, что они отнесутся неуважительно к этим чрезвычайно священным человекоподобным играм Господа.
 
azraddadhane vimukhe ’py azrnvati yaz copadezah ziva namaparadhah || (Падма Пурана, Брахма-кханда, 25.18)
 
«Тот, кто описывает благодать Имени тем, кто лишен веры, противится, или не желает слушать – оскорбитель Святого Имени».
 
Поэтому, вышеупомянутый стих (Шримад Бхагаватам 10.33.39) делает акцент на слушании таких повествований с верой. Вера в божественность и очищающую природу деяний Господа рождается из общения с исполненными веры святыми, когда человек узнает от них о заключениях писаний относительно сверхъестественного статуса Господа.
Для людей, обладающих верой, чисты или не чисты они сердцем, рекомендуется слушание повествований о деяниях Господа. Безмерная мощь нектарных игр Шри Кришны прославляется в Говинда Лиламрите, одном из исходных текстов, повествующих об играх Господа в течение восьми периодов дня.
 
yat pitam zrutivag manobhir anizam trsnapradam tvadbhutam | 
samsaramaya haryapi pranayajonmadandhya mohadikrt ||
zazvac carvitam eva bhuri rasadam dehadi hrt pustidam |
taj jiyad amrta sprha haram idam govinda lilamrtam || (ГЛ, 1.5)
 
«Когда их пьют, они наделяют поразительной, непрекращающейся жаждой в ушах, речи и уме; они уничтожают оковы самсары, уничтожая глубокую привязанность, безумство, слепоту, заблуждения, и так далее! Когда их снова и снова вкушают, они дают разнообразные вкусы, питая душу, тело, и так далее; слава этим нектарным играм Шри Говинды, похищающим желание насладиться небесным нектаром!»
 
Действительно, кто же может не привлечься такой красотой и сладостью?
 
ko nirvrto hari-kathasu ratim na kuryat || (Шримад Бхагаватам, 2.3.12)
 
«Кто же тот, у кого нет вкуса к наслаждению рассказами о Хари?»
 
nivrtta-tarsair upagiyamanad |
bhavausadhac chrotra-mano-’bhiramat ||
ka uttamazloka-gunanuvadat |
puman virajyeta vina pazughnat || (Шримад Бхагаватам, 10.1.3)
 
«Описание качеств Господа, прославляемого лучшими из стихов, воспевается и дает наслаждение умам тех, чья жажда материальных наслаждений погасла, а также оно – лекарство от материального существования. Кто, кроме мясника, откажется слушать такие описания?»
 
Таким образом, тот, кто хочет достичь высшей цели жизни, услышав заключения писаний об истинах, касающихся Господа и Его бесчисленных энергий, должен заняться слушанием повествований, описывающих сладостные, наполненными любовью играми Шри Кришны и Его спутников во Врадже.

Share this post


Link to post
Site Admin

Практика
 
Практика рагануга-бхакти, хотя ее цель – спонтанная, врожденная любовь к Шри Кришне, в своей сути не фантастична. Различные аспекты рагануга-садханы детально описаны в писаниях святых. Любой, кто хочет беспрепятственно прогрессировать на пути раги, должен прилежно изучить их работы.
 
Начальные стадии практики
 
Как тот, кто хочет овладеть мастерством в любом вопросе в этом материальном мире, обращается к учителю, так же следует обратиться к реализованному учителю, который сможет дать адекватное руководство на пути раги. 
 
sa ca lobho raga vartma vartinam bhaktanam guru-padazraya laksanam arabhya svabhista vastu saksat prapti samayam abhivyapya || (Рага-вартма-чандрика, 1.8)
 
«Говорят, что преданные на пути раги постепенно прогрессируют от первоначального самопредания у стоп Шри Гуру до стадии прямого достижения объекта их желаний».
 
Выше было описано, что милость Шри Кришны и Его преданных является причиной той духовной жажды, которая дает квалификацию для практики рагануга-бхакти.
 
sa ca bhagavat krpa hetuko ‘nuragi bhakta krpa hetukaz ceti dvividhah | tatra bhakta krpa hetuko dvividhah praktana adhunikaz ca | praktanah – paurva bhavika tadrza bhakta krpotthah, adhunikah etaj janmavadhi tadrza bhakta krpotthah | adye sati lobhanantaram tadrza guru caranazrayanam | dvitiye guru caranazrayanantaram lobha pravrttir bhavati || (Рага-вартма-чандрика, 1.6)
 
«Считается, что существует две причины появления вышеупомянутой жажды, а именно: милость Бога, и милость преданного-анураги. В свою очередь, есть два вида милости, дарованной преданным: старая и современная. Жажда, рожденная из милости таких преданных Шри Кришны в предыдущей жизни, известна, как старая (практана). Жажда, рожденная из милости преданного в этой жизни, известна, как современная (адхуника). В том, в ком жажда проснулась в предыдущем рождении, проявляется его жажда, и затем он принимает прибежище у стоп гуру – раганугия-бхакты. Тот, у кого жажда современная, сначала принимает прибежище у стоп гуру, после чего у него появляется жажда».
 
Таким образом, очевидно, что принятие гуру необходимо для любого, кто желает с твердой уверенностью прогрессировать к конечной цели жизни.
Описывая 64 основных аспекта практики в своем Бхакти-расамрита-синдху, Шри Рупа Госвами описывает первые четыре следующим образом:
 
guru-padazrayas tasmat krsna-diksadi-ziksanam |
vizrambhena guroh seva sadhu-vartmanuvartanam || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.74)
 
«(1) Принятие прибежища у ног гуру; (2) получение инициации в Кришна-мантру и сопутствующих наставлений; (3) служение гуру с верой; 4) следование по стопам святых».
 
Важность принятия инициации в Кришна-мантру описывается так:
 
divyam jjanam yato dadyat kuryat papasya sagksayam |
tasmad dikseti sa prokta dezikais tattva kovidaih ||
ato gurum pranamyaivam sarvasvam vinivedya ca |
grhniyad vaisnavam mantram diksa purvam vidhanatah || (Бхакти Сандарбха, 283)
 
«Знающие истину называют то, что наделяет божественным знанием и уничтожает все грехи, дикшей. Поэтому, выражая почтение гуру и полностью предавшись ему, нужно принять вайшнавскую мантра-дикшу, сопровождаемую соответствующими процедурами».
 
Великие учителя дальше разъяснили важность медитации на дикша-мантру, которая является средством установления конкретных отношений с Господом, что, в конечном итоге, и есть цель рагануга-бхакти садханы.
 
divyam jjanam hy atra zrimati mantre bhagavat-svarupa-jjanam, tena bhagavata sambandha-vizesa-jjanam ca || (Бхакти Сандарбха, 283)
 
«Божественное знание означает здесь знание истинной природы Бога в форме мантры, и, через это, знание своих собственных взаимоотношений Ним».
 
Это повторяется снова и снова:
 
zri-naradadi-vartmanusaradbhih zri-bhagavata saha sambandha-vizesam diksa-vidhanena zri-guru-carana-sampaditam cikirsadbhih krtayam diksayam arcanam avazyam kriyetaiva || (Бхакти Сандарбха, 283)
 
«Те, кто следуют путем Нарады и других, и кто желает своих особых взаимоотношений с Господом, которые достигаются у стоп гуру провозглашением дикши, обязательно выполняют арчану (поклонение), когда дикша получена».
 
Постоянная медитация на дикша-мантру постепенно взращивает и усиливает конкретные любовные взаимоотношения с Господом. Чтобы усилить концепцию этих отношений у практикующего, гуру обычно дает дальнейшие наставления ученику о природе его личной вечной духовной формы. 
 
saksad vraja-jana-vizesayaiva mahyam zri-guru-caranair mad-abhista-vizesa-siddhy-artham upadistam bhavayami || (Бхакти Сандарбха, 312) 
 
«С целью достижения особого желаемого мной совершенства, я буду медитировать на свою личную форму жителя Враджи, которой научил меня мой уважаемый гуру».
 
Поэтому, усердный ученик однажды прийдет к гуру, чтобы узнать об одиннадцати признаках (экадаша-бхаве) своей собственной вечной формы (сиддха-дехи) в духовном мире, а также о формах предшествующих гуру в своей линии. Одиннадцать наиболее известных аспектов сиддха-формы таковы:
 
(1) нама – имя манджари;
(2) рупа (варна) – форма (оттенок) тела;
(3) вайас – возраст;
(4) веша – цвет одежды;
(5) самбандха – (родственные) отношения;
(6) ютха – группа (определенной сакхи);
(7) аджня – распоряжения;
(8) сева – служение;
(9) паракаштха – высшее стремление;
(10) пальядаси-бхава – настроение оберегаемой служанки;
(11) ниваса – местожительство.
 
Непрерывная цепь гуру, ведущая к вечным спутникам Шри Чайтаньи Махапрабху, называется гуру-пранали (канал гуру), а его небесная копия, цепь гуру в их Враджа-формах, называется сиддха-пранали (канал совершенных). Через этот канал божественная любовь Враджи изливается в сердце ученика.
 
esa tu bhaktis tan nitya parikaraganad arabhyedanintanesvapi tad bhaktesu mandakiniva pracarati . . . sa tathabhuta nitya dhamni nitya parsadesu nityam cakasti surasarid iva tad bhakta pranalya prapajce 'vatarati || (Сиддханта-ратна, автор Шрила Баладева Видьябхушана)
 
«Эта бхакти распространяется от вечных спутников Шри Хари к современным садхака-бхактам подобно течению реки Мандакини (небесной Ганги). Бхакти всегда присутствует в вечных спутниках Господа в Его вечном прибежище, и ниспадает в материальный мир по каналу преданных Шри Хари, подобно потоку Мандакини».
 
В своей ежедневной медитации практикующие рагануга-бхакти всегда медитируют на божественные формы и качества их предшественников, а также вечных спутников Шри Радхи и Кришны.
 
tatradau majjari-rupan gurvadin tu sviyan sviyan pranaly-anusarena samsmaret zri-guru-parama-guru-krameneti tatah zri-radhikam dhyayet | tatah zri-nandanandanam || (Паддхати, автор Шрила Дхьяначандра Госвами, 1.344)
 
«В этой медитации, прежде всего остального садхака должен иполнить смарану манджари-форм своей гуру-пранали, начиная со своего гуру, потом парама-гуру, и т.д. Затем он медитирует на Шри Радхику, а после – на Шри Нанданандану (Кришну)».
 
Как человек слушает рассказы о форме и качествах Шри Радхи и Шри Кришны из авторитетных источников, так как они недостижимы посредством чувственного восприятия или логических размышлений, так же он слушает о формах, качествах, и так далее, всех Их спутников, включая гуру, от реализованной личности, погруженной в вечное служение Радхе и Кришне в своей духовной форме.
 
majjaryo bahuzah rupa-guna-zila-vayo ’nvitah ||
nama-rupadi tat sarvam guru-dattam ca bhavayet |
tatra tatra sthita nityam bhajet zri-radhika-hari ||
bhavayan sadhako nityam sthitva krsna-priya-grhe |
tad ajja-palako bhutva kalesv astasu sevate || (Паддхати, автор Шрила Дхьяначандра Госвами, 1.107-109)
 
«Следует медитировать на прекрасные формы, приятные качества, сладостные личности и цветущую юность манджари так, как они описаны гуру, и оставаться среди них, поклоняясь Шри Радхике и Хари. Садхака исполняет севу в доме Шри Радхи, возлюбленной Кришны, выполняя распоряжения своей манджари-ганы на протяжении восьми периодов дня».
 
Так, приняв прибежище у истинного гуру, ученик продвигается по пути рагануга-бхакти садханы.
 
Памятование Кришны и Его спутников
 
В своем Бхакти-расамрита-синдху (1.2.294-296) Шри Рупа Госвами представил три главных стиха, описывающих практику рагануга-бхакти. Сейчас мы изучим их один за другим.
 
krsnam smaran janam casya prestham nija samihitam | 
tat tat katha rataz casau kuryad vasam vraje sada || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.294)
 
«Нужно помнить возлюбленного Шри Кришну и Его спутника, которого ты предпочитаешь, быть привязанным к рассказам о них, и всегда жить во Врадже».
 
Исследуя комментарии предшественников, из этого стиха можно сделать несколько важных заключений. Шри Вишванатха Чакраварти объяснил этот стих так (Рага-вартма-чандрика 1.11):
 
«Сначала, в словах «помнить Кришну» открывается, что рага – особое свойство ума, поэтому следует помнить; поэтому аспект памятования (смарана) – наивысший на пути рагануги. «Возлюбленный» – значит самый дорогой, Шри Кришна, господин Вриндавана, наслаждающийся играми, подходящими для Его собсветнного настроения. «Его люди» – значит люди Шри Кришны. Кто они? На это говорится: «те, кого ты предпочитаешь», что означает тех, на кого ты хочешь походить, таких, как Шри Радха, госпожа Вриндавана, Лалита, Вишакха, Рупа Манджари и другие.
Хотя Шри Кришна – объект наших желаний в эротическом настроении, спутники Шри Кришны, девушки Враджа, возглавляемые Шри Радхой, – в еще большей степени объект желаний преданного, из-за того, что они обладают в избытке эротическими чувствами, которые желает развить преданный. «Жить во Врадже» – это утверждение означает, что если это физически невозможно, нужно жить во Врадже хотя бы в своем уме».
 
Такое пребывание – либо физическое, либо в уме – в святой земле Враджа, наполненной стимулами для памятования сладостных игр во Врадже, с памятованием игр Шри Кришны и Его спутников, тех, которые особенно вдохновляют садхаку, будучи привязанным к рассказам о них, – это и есть квинтэссенция рагануга-бхакти. Как же тогда должно выполняться служение? Шри Рупа Госвами объясняет это в следующем стихе. 
 
Внутреннее и внешнее служение
 
seva sadhaka rupena siddha rupena catra hi |
tad bhava lipsuna karya vrajalokanusaratah || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.295)
 
«Нужно служить как в теперешнем теле садхаки, так и в форме сиддхи, следуя по стопам жителей Враджи, желая иметь чувства, подобные их чувствам».
 
Этот самый стих, в особенности интерпретация того, что означает служение в форме садхаки, при следовании по стопам обитателей Враджа, был источником больших разногласий в традиции Гаудия во времена Шри Вишванатхи Чакраварти. Его интерпретация этого стиха, которая была принята, как заключительная (как сиддханта), такова:
 
««В форме садхаки» – означает в теперешнем теле; «в форме сиддхи» – значит в собственном желаемом, внутренне представляемом теле, подходящем для прямого служения Шри Кришне; «желая достичь их чувств» – значит принять прибежище у спутника Шри Кришны, который тебе наиболее дорог, и у желаемой Шри Радхи, возлюбленной Шри Кришны, страстно желая достичь эротических чувств, которые им присущи.
«Служение» – как оно выполняется? Описывается, что оно выполняется с помощью вещей, собранных в уме, или с помощью вещей, собранных физическим телом. Природа этого служения описывается словами «следуя за людьми Враджа». Следование за обитателями Враджа означает служение согласно образцу Шри Рупы Госвами и других обитателей Враджа в форме садхаки, и служение согласно образцу Шри Рупы Манджари и других обитателей Враджа в форме сиддхи».
 
То же самое повторяется, только более кратко, в более ранней работе Шри Кришна Даса Кавираджи:
 
bahya, antara, ihara dui ta sadhana |
bahye sadhaka-dehe kare zravana-kirtana ||
mane nija-siddha-deha kariya bhavana |
ratri-dine kare vraje krsnera sevana || (Чайтанья Чаритамрита, 2.22.156-157)
 
«Внешняя и внутренняя – это, на самом деле, две садханы. Внешне, в форме садхаки, человек занимается слушанием и воспеванием, а в уме, в своей форме сиддхи, он днем и ночью думает о Шри Кришне во Вриндаване и служит Ему».
 
Значение формы садхаки очевидно: это означает нынешнее физическое тело. Однако концепция формы сиддхи заслуживает дальнейшего изучения. Как человеку служить в форме сиддхи, если он не достиг совершенства (сиддхи)? В конце концов, преданный-сидха – это тот, кто достиг премы, а этот стих относится к разделу, описывающему садхана-бхакти. Не оксюморон* ли это?
 
[*Оксюморон [греч. - "острая глупость"] - термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»]
 
На это комментаторы (Джива Госвами, Мукунда Госвами и Вишванатха Чакраварти) хором отвечают:
 
siddha-rupena antaz-cintitabhista-tat-sevopayogi-dehena ||
 
«В форме сидхи – значит во внутренне мыслимой, желаемой форме, подходящей для служения Ему».
 
Хор чуть нарушается Мукундой Госвами, который утверждает «манас-чинтита» – «мыслимая в уме», вместо «анташ-чинтита» – «внутренне мыслимая». Более того, слово «абхишта», «желаемая», показывает, что мы говорим о чем-то, чего еще предстоит достичь. Эта концепция подробнее объясняется Шри Нароттамом Дасом Тхакуром:
 
sadhane bhavibe yaha, siddha dehe pabe taha |
raga marge ei sei upaya || (Према-бхакти-чандрика, 57)
 
«То, о чем ты думаешь во время своей садханы, ты достигнешь в своей сиддха-дехе (совершенном теле). Таков метод на пути раги».
 
sadhane ye dhana cai, siddha dehe taha pai |
pakkapakka matra se vicara || (Вышецит., 58)
 
«Сокровища, которого я жажду в моей садхане, я достигну в своей сиддха-дехе. Вопрос просто в том, созревшая она или несозревшая». 
 
Из этого естественно следует, что садхаке следует включить медитацию на настроение, действия, и так далее, тех, кто является сиддхой, в свою практику рагануга-садханы.
 
siddhasya laksanam yat syat sadhanam sadhakasya tat || (Брихат Бхагаватамритам Тика)
 
«Качества сиддхи – это то, для чего садхака должен выполнять свою садхану».
 
Таким образом, как в нынешнем теле, так и в форме сиддхи, на которую он внутренне медитирует, садхака должен следовать за обитателями Враджа, желая развить в себе чувства, подобные их чувствам. Служение в нынешнем, физическом теле, боле подробно объясняется в следующем стихе.

Share this post


Link to post
Site Admin

Внешние практики

 

zravaNotkIrtanAdIni vaidha bhaktyuditAni tu |

yAnyaGgAni ca tAnyatra vijJeyAni manISibhiH || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.296)

«А также, нужно заниматься слушанием, воспеванием, и другими разновидностями ваидхи-бхакти. Так установили знающие.»

 

Одна внутренняя практика, пренебрегающая внешними практиками бхакти, такими, как слушание, воспевание, и поклонение, запрещена. Для погружения в памятование, необходим умиротворенный ум, а ум никогда не может быть умиротворен, когда сердце полно загрязнений.

 

zuddhAntaH-karaNaz cet ”etan-nirvidhyamAnAnAm icchatAm akutobhayam” ity Ady-uktatvAn nAma-kIrtanAparityAgena smaraNaM kuryAt || (Бхакти Сандарбха, 265)

«Согласно утверждению етан-нирвидхйамананам иччхатам акутобхайам (Шримад Бхагаватам, 2.1.11), чтобы очистить ум, следует заниматься памятованием, не пренебрегая киртаной.»

 

В самом деле, из-за ее способности захватывать все чувства, и связывать их с Господом, киртана была провозглашена царем практик преданности в нынешний век беспокойств. И действительно, тот, кто пренебрегает практикой слушания и воспевания святых имен, осуждаем за его не следование писаниям.

 

zruti-smrti-puranadi pajcaratra-vidhim vina |

aikantiki harer bhaktir utpatayaiva kalpate || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.101)

«Преданное служение Господу Хари, которое игнорирует правила и предписания Шрути, Смрити, Пуран и Нарада-панчаратры – просто ненужное беспокойство для общества.»

 

Хотя побуждение к практике рагануга-бхакти не зависит от распоряжений писаний, тем не менее, тот, кто хочет изучить путь практики, должен обратиться за руководством к писаниям. Шри Вишванатха Чакраварти иллюстрирует этот принцип в Рага-вартма-чандрике:

 

tataz ca tadrza lobhavato bhaktasya lobhaniya tad bhava praptyupaya jijjasayam satyam zastra yuktyapeksa syat | zastra-vidhinaiva zastra-pratipadita yuktyaiva ca tat pradarzanat nanyatha | yatha dugdhadisu lobhe sati katham me dugdhadikam bhaved iti tad upaya jijjasayam tad abhijjapta jana krtopadeza vakyapeksa syat | tataz ca gam krinatu bhavan ityadi tad upadeza vakyad eva gavanayanatad ghasa pradana tad dohana prakaranadikam tata eva ziksen na tu svatah || (Рага-вартма-чандрика, 1.7)

«Теперь, когда вышеупомянутые преданные, обладающие жаждой, интересуются, как достичь тех чувств, которых они желают, мы видим, что они зависят от писаний и логики. Достижению желаемых чувств учатся через предписания писаний, и логику писаний, и никак иначе. Например, когда просыпается жажда молока, каков способ его обретения? Человек хочет узнать способ, и тогда он полагается на инструкции по обретению молока личности, которой он доверяет. Ему скажут: Ты должен купить корову, и так далее, дав инструкции, как ее привести домой, как кормить ее травой, и как доить. Невозможно приобрести знания независимо, не получив инструкций.»

 

Таким образом, преследуя желаемую цель, необходимо зависеть от писаний.

 

Между внешними практиками ваидхи-бхакти и рагануга-бхакти нет вещественной разницы; разница в мотивации. Когда кто-то занимается внешне разными аспектами ваидхи-бхакти с жаждой достичь Враджа-бхавы, как движущей им силой, такая практика называется рагануга-бхакти садхана.

В своем Бхакти-расамрита-синдху Шри Рупа Госвами обрисовал 64 главных аспекта практики преданности. В конце, он повторяет пять из них, объявляя эти пять самыми выдающимися из всех практик преданности.

 

zraddha vizesatah pritih zri-murter agghri-sevane ||

zrimad-bhagavatarthanam asvado rasikaih saha |

sajatiyazaye snigdhe sadhau saggah svato vare ||

nama-sagkirtanam zriman-mathura-mandale sthitih ||

agganam pajcakasyasya purva-vilikhitasya ca |

nikhila-zraisthya-bodhaya punar apy atra kirtanam || (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.90-93)

«(1) Служение стопам Божества с верой и особой любовью;

(2) Наслаждение истинами Шри Бхагавата Пураны в обществе тех, кто сведущ во вкусах настроений любовного экстаза;

(3) Пребывание в обществе высочайших любящих святых, находящихся с тобой в схожем настроении;

(4) совместное воспевание имен Господа; и

(5) проживание в благословенном районе Матхура-мандалы (на земле Враджа).

Хотя последние пять практик ранее упоминались, они повторены здесь, чтобы указать их превосходство над всеми остальными.»

 

Внутренние Практики

Внутренние, медитативные практики рагануга-бхакти делятся на две категории, а именно: спонтанные (сварасики) и статические (мантрамайи).

 

tatra nana-lila-pravaha-rupataya svarasiki gaggeva | ekaika-lilatmataya mantropasana-mayi tu labdha-tat-sambhava-hrada-zrenir iva jjeya || (Кришна Сандарбха, 153)

«Спонтанные игры подобны течению реки Ганги, потому что много разных игр постоянно перетекает одна в другую. Статические игры можно сравнить с озером, созданным Гангой, в котором ум сосредоточен на одной конкретной игре. На нее обычно медитируют во время поклонения мантрой, поэтому она называется мантрамайи.»

 

Медитация на спонтанные игры указывает на медитацию на игры в течение восьми периодов дня (ашта-калия-лила) Шри Радхи и Шри Кришны во Врадже. Схема этих игр описывается в Говинда-лиламрите Шри Кришна Даса Кавираджи:

 

kujjad gostham nizante pravizati kurute dohanannazanadyam |

pratah sayam ca lilam viharati sakhibhih saggave carayan gah ||

madhyahne catha naktam vilasati vipine radhayaddhaparahne |

gostham yati pradose ramayati suhrdo yah sa krsno 'vatan nah || (Говинда-лиламрита, 1.4)

«В конце ночи Господь возвращается домой из леса; ранним утром он доит коров и завтракает. Поздним утром он ведет коров на пастбище, а в полдень встречается с Радхой на Радха Кунде. После полудня он возвращается в Нандаграму с коровами и мальчиками-пастушками, наслаждаясь различными играми с ними до вечера. Поздним вечером он ужинает, и затем уходит, чтобы встретиться с Радхой в лесу. Пусть Господь Кришна, играющий так в течение дня, будет милостив, и всех нас спасет.»

 

Однако внутреннее участие в играх в течение восьми периодов дня требует значительного погружения в личную внутренне представляемую сиддха-форму, подходящую для прямого служения Радхе и Кришне, а также знание сцены игр и их многочисленных персонажей. Поэтому, практикующие садхаки сначала сосредотачивают свое внимание на статической медитации. Классическое описание такой медитации можно найти в Чайтанья Чаритамрите:

 

divya-vrndaranya-kalpa-drumadhah |

zrimad-ratnagara-simhasana-sthau ||

zrimad-radha-zrila-govinda-devau |

presthalibhih sevyamanau smarami || (Чайтанья Чаритамрита, 1.1.16)

«Я медитирую на Шри Радху и Шрилу Говиндадеву, сидящих на прекрасном троне в украшенном самоцветами дворце, стоящем в тени деревьев желаний Вриндавана, окруженных множеством близких подруг и служанок, которые усердно служат им.»

«Такая встреча происходит у йогапитхи, ложа единения. Шри Радха и Кришна, со своими спутниками, трижды в день собираются на платформе йогапитхи, чтобы благословить практикующего преданного, и принять его служение. Утренняя встреча происходит у Гупта Кунды в Нандишваре, полуденная – в Мадана-сукхада-кундже у Радха Кунды, и ночная – в украшенном самоцветами дворце Маха-йогапитхи и Говинда-стхали.»

 

Золотая платформа йогапитхи имеет форму восьмилепесткового лотоса. Шри Радха и Кришна окружены своими ближайшими наперсницами, а именно, восемью сакхи (подругами), которые расположены в наружной части восьми внутренних лепестков лотоса, восемью манджари (служанками), которые расположены во внутренней части восьми внутренних лепестков лотоса, и еще восемью сакхи, расположенных в восьми внешних лепестках лотоса. Следуя за своим гуру, который принял форму, подобную формам доверенных подруг Божественной Четы, ученик выполняет различные служения для них всех в своей собственной данной гуру форме служанки.

 

Шри Нароттама Дас Тхакура написал пленительные стихи, описывающие сцену йогапитхи.

 

vrndavana ramya-sthan, divya-cintamani-dham |

ratana-mandira manohar ||

avrta kalindi-nire, raja-hamsa keli kare |

tahe zobhe kanaka kamal ||

tara madhye hema pith, asta-dalete vestita |

asta-dale pradhana nayika |

tara madhye ratnasane, basiyachen dui-jane |

zyama-sagge sundari radhika ||

o rupa lavanya-razi, amiya padiche khasi |

hasya parihasa sambhasane ||

narottama-dasa kay, nitya-lila sukha-may ||

sadai sphuruk mora mane || (Прартхана)

«Что за очаровательное место этот Вриндаван, пристанище небесного камня желаний! Здесь стоит вызывающий восхищение храм из драгоценных камней, окруженный рекой Ямуной, наполненный играющими лебедями и цветами лотоса.

 

На одном из таких золотых лотосов находится подиум, окруженный восемью большими лепестками, на которых стоят главные подруги Радхи. В самом центре – украшенный самоцветами трон, на котором сидит прекрасная Радхика вместе с темным и чарующим Кришной.

Их формы подобны горе очарования, с которой, как водопад, стекает нектар. Они смеются и шутят, беседуя.

Нароттама Даса говорит: Вечные игры Господа исполнены счастья; пусть они всегда проявляются в моем уме!»

 

Шри Чайтанья и Шри-Шри Радха-Кришна

 

Секретные игры Шри Радхи и Кришны слишком далеки от обитателей материального мира. Тем не менее, Шри Кришна, приняв чувства и сияние тела Шри Радхи, низошел в этот мир, чтобы насладиться нектарным вкусом служения Себе самому, и распространить преданность на пути раги среди человечества. В своей милости, они разрушил плотину божественной любви, дав легкий вход для современных преданных, чтобы прийти в царство его игр.

Поэтому в традиции Гаудия вайшнавов есть обычай сначала заниматься памятованием ежедневных игр Шри Чайтаньи, после этого перемещаясь в царство Враджа, следуя за естественным течением Его чувств.

 

evam zri-caitanya-devam nisevya siddha-dehena zri-krsna-sevaggam vidadhyat || (Паддхати Дхьяначандры, 1.78)

«Исполнив служение Шри Чайтаньядеве, следует заняться служением Шри Кришне в своей сиддха-форме.»

 

Шри Вишванатха Чакраварти повторяет ту же мысль в своей Шриман Махапрабхор Аштакалия-лила Смарана-мангала-стотре:

 

zri-gauragga-vidhoh sva-dhamani navadvipe ’sta-kalodbhavam |

bhavyam bhavya-janena gokula-vidhor lila-smrter aditah || (Шриман Махапрабхор Аштакалия-лила Смарана-мангала-стотра, 11)

«Игры подобного луне Шри Гауранги проявлены в Его собственной обители Навадвипе, в течение восьми периодов дня. Прежде, чем медитировать на луну Гокулы, следует сначала медитировать на эти игры.»

 

Игры Шри Чайтаньи Махапрабху в течение восьми периодов дня кратко описываются так:

 

ratryante zayanotthitah sura-sarit snato babhau yah prage |

purvahne sva-ganair-lasaty upavane tair bhati madhyahnike ||

yah puryam aparahnake nija-grhe sayam grhe ’thaggane |

zrivasasya niza-mukhe nizi vasan gaurah sa no raksatu || (Шриман Махапрабхор Аштакалия-лила Смарана-мангала-стотра, 2)

«В конце ночи Он просыпается и встает; утром Он принимает омовение в Ганге, реке богов. Поздним утром и в полдень Он являет много прекрасных игр со Своими преданными в садах. После полудня Он ходит по деревне; вечером Он возвращается домой. Поздним вечером и ночью Он пребывает в доме Шривасы; пусть этот Гауранга Махапрабху защитит меня!»

 

Эти исполненные ликования игры Шри Чайтаньи подобны океану, из которого вытекают бесчисленные потоки игр Шри Кришны, следуя за Его настроениями.

 

krsna-lilamrta-sar, yara zata-zata dhar |

daza-dig bahe yaha haite ||

se caitanya-lila hay, sarovara aksay |

mano-hamsa caraha tahate || (Чайтанья Чаритамрита, 2.25.271)

«Деяния Кришны – высший нектар богов; сотни и сотни его потоков растекаются во все стороны. Пошли лебедя своего ума плавать в этом озере игр Чайтаньи, непостижимого источника, из которого они вытекают.»

 

Поэтому, преданность садхаки Радхе и Кришне возрастает пропорционально его преданности Шри Чайтанье.

 

yatha yatha gaura-padaravinde |

vindeta bhaktim krta-punya-razih ||

tatha tathotsarpati hrdy akasmad |

radha-padambhoja-sudhambu-razih || (Чайтанья-чандрамрита, 89)

«Тот, кто скопил множество заслуг, обнаружит, что по мере того, как его преданность лотосным стопам Чайтаньи увеличивается, океан нектара лотосных стоп Радхи внезапно сам проявляется в его сердце.»

 

Хотя служение лотосным стопам Шри Радхи и Кришны может быть слишком удалено от обитателей этого мира, если преданного смывают волны любовного экстаза Шри Чайтаньи Махапрабху, они его легко доставят на дальний берег океана Югала-севы.

 

gaura-prema-rasarnave, ze taragge jeba dube |

se radha-madhava-antaragga || (Прартхана)

«Тот, кто-тонет в волнах океана сладостного экстаза любви Гауры, станет доверенной спутницей Шри Радхи и Мадхавы.»

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×