Jump to content
Sign in to follow this  
Site Admin

Каништха, мадхьяма, уттама

Recommended Posts

Site Admin

Вот что говорит о делении вайшнавов на три класса Бхагавата Пурана:

sarva bhUteSu yaH pazyed bhagavad bhAvam AtmanaH |
bhUtAni bhagavatyAtmanyeSa bhAgavatottamaH
|| Bhag. 11.2.45 ||

"Тот, кто видит во всех живых существах присутствие Бхагавана, как Высшей Души, и присутсвие всех живых существ в Бхагаване, известен, как уттама-бхагавата".

Первую половину стиха можно перевести и как описывающую личность, видящую свою собственную бхаву к Господу во всех живых существах, подобно тому, как видели ее гопи в деревьях и лианах Враджи.

Izvare tad adhIneSu bAlizeSu dviSatsu ca |
prema maitrI kRpopekSA yaH karoti sa madhyamaH
|| Bhag 11.2.46 ||

"Тот, у кого есть любовь к Господу, кто дружит с Его преданными, кто сострадателен к невежественным и пренебрегает завистливыми, известен как мадхйама-бхагавата".

arcAyAm eva haraye pUjAM yaH zraddhayehate |
na tad bhakteSu cAnyeSu sa bhaktaH prAkRtaH smRtaH
|| Bhag 11.2.47 ||

"Тот, кто поклоняется одному Хари, творя с верой пуджу Ему, но не поклоняется преданным или остальным, - это пракрита-бхакта".

-----

Ещё есть определение трёх классов людей, достойных заняться садхана-бхакти, которое можно найти во второй главе первой волны Бхакти-расамрита-синдху Шрилы Рупы Госвами:

zAstre yuktau ca nipuNaH sarvathA dRDha-nizcayaH |
prauDha-zraddho 'dhikArI yaH sa bhaktAv uttamo mataH
||BRS 1.2.17||

"Тот, кто является экспертом в писаниях и логике, кто всегда твердо убежден и чья вера зрелая, известен как полностью достойный (уттама-адхикари)".

yaH zAstrAdiSv anipuNaH zraddhAvAn sa tu madhyamaH ||BRS 1.2.18||

"Тот, кто не очень силен в писаниях, но полон веры, достоин в средней степени (мадхйама-адхикари)".

yo bhavet komala-zraddhaH sa kaniSTho nigadyate ||BRS 1.2.19||

"Тот, чья вера хрупка, известен, как наименее достойный (каништха-адхикари)".

----

Как видим, эти определения описывают совершенно разные вещи: степени преданности (bhAgavatA) и степени достойности или готовности заняться садханой (adhikarA), и их не следует смешивать.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  
×